Главная » Статьи » Жизнь города

Где В Баку Живут Евреи
где в баку живут евреи

Азербайджанская Еврейская Община

Демографическая Ситуация

Общее население Азербайджана составляет 7,5 млн. человек. В настоящее время на территории страны существуют три еврейских общины: горские евреи (таты), ашкенази и грузинские евреи. По данным религиозных общин, в Азербайджане проживают около 16.000 евреев, из которых 11.000 - это горские евреи (6.000- в Баку и 1.300- в других уголках страны) 4.300- ашкеназские евреи (в Баку -3.300) и около 700 грузинских евреев. К сожалению, определить точное количество евреев в Азербайджане на основе официальных данных представляет некоторую сложность, так как евреи, родившиеся в таких городах, как Огуз, Ганджа, Гёкшай и др. по паспорту азербайджанцы, евреи Кубы и Баку в паспорте -таты (горские евреи говорят на татском языке).

Самая древняя община- это горские евреи, появившиеся на территории Азербайджана, по мнению большинства историков, более пятнадцати веков тому назад. Горские евреи сохранили свой язык, традиции, привычки, образ жизни они считаются более ортодоксальными, чем все другие общины. Деревня Красная Слобода в Кубе (в Азербайджане) - единственное место на бывших советских территориях, где до сих пор живут около 4.000 евреев. Многие социологи считают, что это феномен современной жизни Диаспоры.

Сосуществование различных национальностей в Азербайджане, их терпимость друг к другу объясняет сравнительно небольшой процент алии из республики. За 25 лет около 65% евреев переехали жить в Израиль. Также низкий процент алии в последнее время напрямую связан с нестабильной ситуацией в Израиле. Также, по нашему мнению, очень важным является факт улучшения экономической и политической ситуации в Азербайджане активная деятельность еврейских организаций, создание культурных, благотворительных и образовательных еврейских центров на территории республики.

Жизнь Общины

В 1992 году в Азербайджане был создан филиал Международной Ассоциации Иудаизма и Еврейской Культуры. Совместно с Академией Наук Республики был проведён семинар на тему «Горские Евреи: прошлое и настоящее». В Баку съехались известные учёные из Москвы, Ленинграда, Махачкалы, Нальчика и Иерусалима. Без сомнения, этот семинар дал толчок к созданию первых после советских еврейских организаций в Баку: еврейского культурного центра и молодёжного клуба «Алеф». Еврейский культурный центр был открыт при содействии Израильского Посольства в Азербайджане.

Кроме образовательных и культурных программ, молодёжный клуб «Алеф» оказывает поддержку еврейскому агентству в облегчении процесса алии. «Израильско-азербайджанское» общество выпускает свою собственную газету, которая называется «Аз-Из» (слово «Азиз» в азербайджанском языке значит «дорогой, родной»). В этой газете пропагандируется связь с еврейской диаспорой, возрождение еврейского самосознания и укрепление взаимоотношений между евреями и другими нациями, живущими в Азербайджане.

С 1996-го года наблюдается активизация еврейской общинной жизни в Азербайджане. При участии Израильского Посольства в Азербайджане был создан культурный центр. Также была открыта яшива, которую посещают 45 человек различных возрастов (она принадлежит организации «Ваад ХаТсаола»). Яшива воспитывает новое поколение еврейских лидеров, которые смогут проводить молитвы в синагогах Баку. Некоторые ученики ездили в Израиль, где продолжили своё обучение в яшивах Израиля. Трое из этих учеников (горские евреи) в настоящий момент работают в синагогах Израиля.

В Баку существует несколько женских благотворительных организаций, которые оказывают материальную и другую поддержку нуждающимся еврейским семьям, предлагают ряд материальных услуг. Это такие организации, как «Хавва» и «Благотворительная Ассоциация Еврейских Женщин». Еврейское Агентство, Американский Еврейский Объединённый Распределительный Комитет (АЕОРК) и организация «Ваад ХаТсаола» разработали ряд программ, целью которых является сохранение еврейских традиций в азербайджано-еврейской общине, обучение интересных людей основам иудаизма, помощь синагогам, продолжение культурных традиций.

АЕОРК открыл благотворительную организацию «Хэсед-Гершон», которая помогает 1.500 пожилым евреям (они получают горячие обеды, для них проводятся культурные программы), а также Еврейский общинный культурный центр (ЕОКЦ), молодёжный клуб, детский сад и «Гилель». Еврейское агентство собрала 22 группы, которые обучаются по образовательным программам в Баку, Сумгаите, Ганджаи, Кубе и Огузе. На базе Хэседа открыты библиотека, множество различных клубов для ветеранов войны и труда, клуб еврейской женщины, клубы по интересам: спортклуб, английский язык и иврит, «Секреты еврейской мудрости» проводятся интересные встречи, встреч Шаббата.

ЕОКЦ был основан в апреле 2000 года он включает в себя театральные и музыкальные центры, клуб «Мишпаха», видео клуб, клуб интеллигенции, клуб интеллектуалов, а также на базе был сознан популярный сейчас университет. Основная цель ЕОКЦ - изучение еврейской культуры, еврейских традиций. Центр располагался в достаточно обширной комнате, но в течение двух лет эта комната стала мала для принятия всех желающих. Поэтому дирекция организации «Джойнт», по предложению Правления, решила построить многоэтажное здание для еврейской общины. Строительство, по всей видимости, начнётся в начале 2002 года. Также примечателен тот факт, что каждый год ЕОКЦ организовывает Фестиваль Еврейской Книги (ФЕК) в Баку, Ганджаи, Кубе и Сумгаите.

Молодёжный клуб «Гилель» объединяет более 150 представителей еврейской молодёжи. Помимо обычных молодёжных программ также проводятся образовательные программы такие, как «Лехрахаус», «Твой адвокат» и «Вместе мы - сила», а также идёт сбор данных о погибших во времена Холокоста (в рамках программы, разработанной Ядом Вашемом). Члены клуба принимают активное участие в мероприятиях, организуемых Конгрессом «Гилелей» Израиля и США. Каждый месяц клуб издаёт свою газету «Тауэр».

Религиозная Жизнь

Евреи в Азербайджане придерживаются ортодоксального течения в религии. В Азербайджане нет ни хасидского, ни реформистского течений. Более того, азербайджанские евреи практически ничего не знают об этих ответвлений религии. В 1997 году, благодаря финансовой поддержке «Джойнта», была отреставрирована синагога грузинских евреев.

Религиозная община горских евреев в Баку и Кубе, в основном, финансируется богатыми горскими евреями Баку, Москвы и США. За несколько лет, благодаря частным лицам, бала восстановлена бакинская синагога горских евреев (сейчас она находится в Огузе), и в канун Песаха нуждающиеся люди и пенсионеры получили бесплатно мацу. До 1920 года в Красной Слободе было 11 синагог. Во время Советской власти осталась одна функционирующая синагога. После 1996 года государство вернуло общине два здания, где ранее находились синагоги. Благодаря финансовой поддержке спонсоров обе синагоги были восстановлены. Была построена миква. 11-го октября этого года состоялось празднование по случаю восстановления двухэтажной синагоги с шести куполами, на празднование приехали гости со всего мира. Это здание - гордость еврейской общины.

Также в Красной Слободе есть яшива, центр культурных и образовательных программ для горских евреев. Благодаря финансированию частными предпринимателями за последние 4-5 лет было произведено восстановление еврейского кладбища.

В настоящее время в Баку существуют три еврейских газеты (все они ежемесячные). Это: «Тауэр», газета молодёжного клуба «Гилеля», «Ор-шельяну», газета ЕОКЦ и «Амишав», еврейского агентства «Сохнут». Очень часто на страницах центральных газет появляются статьи о евреях. 18 сентября 2001-го года все центральные газеты республики опубликовали обращение президента Азербайджана Гедара Алиева к Еврейской общине Азербайджана с поздравлениями по поводу Рош-а-Шона. Обращение было следующим: «Евреи, веками живущие в нашей стране, никогда не подвергались преследованиям или дискриминации они сохранили свои национальные культурные традиции и привычки. В настоящее время еврейские граждане принимают активное участие в научной, культурной, социальной и политической жизни республики, они достойно исполняют свои обязанности граждан общества в ходе создания независимого государства».

Культурная Жизнь

В связи с еврейскими праздниками в газетах появлялись интервью с известными представителями еврейских общин. В 1999-м и 2001-м годах в Баку в Художественном и Историческом Музеях проходили выставки, на темы «Евреи в Азербайджане» и «190 лет жизни ашкеназских евреев в Азербайджане». После этого эти выставки проводились в Иерусалиме, где также состоялась презентация книг Михаила Агарунова, в которых он пишет об истоках культуры и языка горских евреев. В сентябре 2000-го года в Израильском Музее была открыта новая выставка документов и артефактов из Азербайджана и Дагестана, собранных Лией Микдаш-Шамаиловой. Эта выставка называлась «История, Существование и Жизнь Горских Евреев Кавказа».

Иврит начали преподавать в Государственном Университете в Баку. В апреле 2001-го года Азербайджанская Академия Наук провела семинар на тему «Горские Евреи Кавказа», а в начале 2000-го года главе религиозной общины горских евреев в Баку Семёну Борисовичу Икиилову, согласно постановлению президента Азербайджанской Республики Гедару Алиеву, был присвоен «Орден Славы».

По материалам журнала Confronting the Jewish Agenda Перевела Урусова Ю.С.

Не могу молчать, когда есть о чем говорить

автор Эльнур Меликов гражданский активист (г.Баку)

Недавно президент Алиев подписал распоряжение о выделении 3 миллионов манатов на развитие толерантности, межрелигиозного и межкультурного диалога в Азербайджане. Узнав об этом распоряжении, я вспомнил про историческое здание синагоги города Баку.

Сегодня в разных городах мира живут евреи – выходцы из Азербайджана среди них есть и горские, и ашкеназские евреи. Где бы ни жили наши соотечественники-евреи, они хранят хорошие вспоминания о своей родине, да и еврейские делегации, часто приезжающие в Азербайджан  из-за границы, в первую очередь обращают внимание на то, что в обществе отсутствуют распространенные в других странах антисемитские настроения, и этот факт нас всех очень радует. Сами евреи-выходцы из Азербайджана тоже утверждают, что в Республике не сталкивались с антисемитизмом, и по возвращении в Республику живут здесь без проблем и чувствуют себя как дома. Надеюсь, что так будет всегда.

Вообще необходимо отметить, что Избранный Народ на Кавказе, в том числе и в Азербайджане живет с времен после разрушения первого Храма. Мирная совместная жизнь евреев с другим коренным горским народом на Кавказе складывалась вовсе не из-за деятельности конкретных политиков и государственной власти, а по причине того, что так распорядилась судьба. В менталитете кавказцев такие понятия, как расизм, антисемитизм, прочие болезненные особенности отсутствуют и евреи здесь на своей собственной родной земле.

По мнению евреев, для них в Азербайджане нет никаких проблем, и я с этим согласен, но вместе с тем есть один вопрос, который не может быть оставлен без внимания. Это духовный и имущественный вопрос еврейской общины Азербайджана. Дело в том, что в Баку имеется здание, в котором сейчас находится Театр песни им. Рашида Бейбутова. Здание театра имеет свою историю. Это здание в начале 19-го века было построено за счет финансовой поддержки еврейской общины Баку и материальных пожертвований азербайджанских меценатов, среди которых был и нефтяной магнат Зейналабдин Тагиев.

С момента стройки и до 1936 года здание существовало как Большая хоральная синагога. Синагога постоянно посещалась, в ней проводились различные религиозные мероприятия и ритуалы и  совершались бракосочетания. Но в 1936 году по распоряжению властей синагога прекратила свою деятельность, и, поскольку СССР был атеистической страной, ее переименовали в Азербайджанский Государственный Еврейский театр. В 70-х годах Еврейский театр также прекратил свое существование, и здание снова переименовали в Государственный научно-исследовательский институт мелиорации. В 80-х годах шел разговор о том, что в здании будет размещен Театр юного зрителя. В это же время члены бакинской еврейской общины отправились в Москву, где обратились к главному раввину с просьбой, чтобы тот посодействовал возвращению синагоги, но он по какой-то причине отказался. В конце прошлого века по распоряжению Гейдара Алиева здание переименовали в Театр песни им. Рашида Бейбутова. В 2005 году еврейская община в очередной раз попыталась обратиться к властям с просьбой о возвращении синагоги, но власть Республики отказалась без каких-либо объяснений.

К чему я все это рассказываю?

Здание было построено за счет азербайджанских меценатов и на деньги еврейской общины как синагога, потом по решению большевиков было переименовано. Но ведь сегодня в Азербайджане власть большевиков де-юре  отсутствует, так почему бы властям не вернуть здание его исконным хозяевам – еврейской общине? Что им мешает? Разве Азербайджан не заявляет о себе как о демократической стране?

Рашид Бейбутов был певцом, известным во всем мире, его любят все –  и азербайджанцы, и евреи, и все остальные. Вопрос тут не в самой личности певца, а в том, что власти Азербайджана обязаны вернуть здание еврейской общине. Поверьте, евреи-выходцы из Азербайджана любят Азербайджан, в том числе и певца Рашида Бейбутова, ничуть не меньше, чем сами азербайджанцы, и имеют гораздо больше симпатий к президенту Алиеву, чем азербайджанцы. Стоит отметить, что благодаря нашим диаспорам в Израиле мероприятие, посвященное Ходжалинской трагедии, проводится в Израиле на таком высоком уровне, какой не встретишь больше нигде в мире. И другие знаменательные даты, связанные с Азербайджаном, тоже проводятся в Израиле по высшему разряду. В США, где именно благодаря еврейской общине Азербайджана была создана сильная и влиятельная диаспора, мероприятия, связанные с памятными датами Азербайджана, также проводятся на самом высоком уровне.

Что мог бы сделать президент Алиев? Вернуть здание синагоги своим хозяевам – еврейской общине, и построить в другом месте, даже в центре Баку, большое многоэтажное современное здание Театра песни им. Рашида Бейбутова, соответствующее всем требуемым акустическим параметрам. Деньги на стройку такого театра у Азербайджана имеются. Если учесть, что только на проведение Евровидения Азербайджан потратил миллиард  евро, а на проведение 10 мая в Баку Праздника цветов – больше ста миллионов евро, то на строительство современного шикарного здания театра имени Рашида Бейбутова деньги точно найдутся, было бы желание. Этим президент Алиев продемонстрирует восстановление исторической справедливости по отношению к еврейским общинам страны.

Ведь не только в самой Республике, но и во всем мире все говорят о том, что в США, Европе и даже в России президента Алиева поддерживает именно еврейская община, и именно благодаря ей Алиев держится во власти. Тогда в чем же проблема, почему бы не вернуть людям в собственность их имущество? Причем вопрос здесь не только в собственности, так как у евреев уже есть современная синагога в Баку, здесь вопрос морального и духовного значения. Сегодня еврейские общины в стране и мире об этом вопросе предпочитают молчать. Молчат они, возможно, из вежливости, или, быть может, не хотят портить отношения с властями Азербайджана. Но ведь кто-то же должен об этом сказать!

Я тоже не ищу приключений на свою …, не хотел бы враждовать с властями и оказаться в тюрьме или подвергнуться репрессиям, но в то же время, я не могу молчать, когда есть о чем говорить.

Сегодня 27 января, Международный день памяти жертв Холокоста. Учитывая, что евреи играли и играют ведущую роль в развитии человеческий цивилизации и нашей планеты, то Холокост еще можно оценить как террор и геноцид против всех народов или людей нашей планеты.

Источники: http://www.ijc.ru/istoki46.html, http://www.echo.msk.ru/blog/melikov/1246620-echo/

Категория: Жизнь города | Добавил: baku-99412 (2015-09-17)
Просмотров: 709 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar