Главная » Статьи » Жизнь города |
Православие в АзербайджанеАлбанский храм на фундаменте I в. в деревне Киш (Шеки) Местоположение. юго-восточная часть Закавказья, граничит на севере с Россией, а на юге – с Ираном. Площадь. 86 600 км 2 (из которых ныне более 17 000 км 2 – в составе Армении). Численность населения. 8 388 000 человек (по состоянию на июль 2005 года). Официальный язык. азербайджанский. Краткая история страны. В древности на территории современного Азербайджана находилось государство Кавказская Албания, официальной религией которого с IV века было христианство. В VIII веке оно было захвачено арабами, после чего началась исламизация населения. В IX–X веках албанским князьям удавалось восстановить независимость, но лишь на короткое время. В конце XIV века здесь образовалось государство Ширван, которое в XV веке перешло под власть Кара-Коюнлу, а еще позже – Персии, оставаясь под ее властью до начала XVIII века. В 1723 году русские войска заняли Баку и прикаспийские области, а бо льшую часть Азербайджана захватила Турция. В 1735 году Россия по договору вернула прикаспийские области Персии. В середине XVIII века здесь образовалось 15 самостоятельных ханств. В результате первой (1804–1813) и второй (1826–1828) русско-персидских войн 10 ханств (территория современного Азербайджана), так же как Западная Грузия и Дагестан, вошли в состав Российской империи. В 1918 году была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика, просуществовавшая до 1920 года. В 1922 году Азербайджан вошел в состав СССР, где находился до 30 августа 1991 года, когда объявил о своей независимости. В 1992–1994 годах между Азербайджаном и Арменией шла Карабахская война, в результате которой 7 районов бывшей Азербайджанской ССР (или 8,15 % территории) перешли под контроль непризнанной армянской Нагорно-Карабахской республики, а под контроль Азербайджана перешла часть территории Республики Армения – Арцвашенский анклав. Религия. мусульмане – 93,4 % (из которых, в свою очередь, около 70 % – шииты, а около 30 % – сунниты), православные – 2,5 %, монофизиты – 2,3 %, прочие – 1,8 %, (по переписи 1995 года). Православие. На земле Азербайджана христианство появилось еще в апостольские времена. По преданию, первыми проповедниками там были святой апостол Варфоломей (здесь же и принявший мученическую смерть) и ученик апостола Фаддея – Елисей, которого местная традиция именует апостолом Албании. В 313 году албанский народ во главе с царем Урнайром принял крещение от руки святого Григория Просветителя, и христианство стало государственной религией Кавказской Албании. К середине IV века Албанская Церковь получила автокефалию. За исключением краткого периода отпадения в монофизитство в середине VI века, в дальнейшем, в противовес армянам, албаны придерживаются православной веры. После арабского завоевания (VIII в.) началась насильственная исламизация местных жителей, кроме того, утвердившись в Закавказье, халифы подчинили Церковь Кавказской Албании Армянской Церкви. После смещения в 706 году с первосвятительской кафедры Албанской Церкви последнего православного католикоса Нерсеса (Бакура), армяне начали вытеснение албанского духовенства, впавшего, по их словам, «в халкидонитство». В 1836 году, после присоединения в начале XIX века Азербайджана к Российской империи, рескриптом Николая I был окончательно упразднен Албанский Католикосат, а вместо него образованы две епархии и викариатство в юрисдикции Армянской Церкви (Эчмиадзинского Патриархата). Одновременно с этим в Азербайджан пришла Русская Православная Церковь. Первый русский православный храм появился в Баку в 1815 году, позднее были построены церкви в Гяндже и Шемахе. В связи с ростом промышленности и большим притоком русского населения, в 1905 году была организована Бакинская епархия, архиереи которой в дальнейшем получили титул «Бакинский и Прикаспийский». В советское время церковной жизни здесь был нанесен большой урон (к гонениям оказались причастны и раскольники-обновленцы). Один из убитых в 1937 году священников, служивших в Азербайджане, Иоанн Ганичев, прославлен ныне в лике новомучеников. В 1944 году в Баку был вновь открыт православный храм, а два года спустя жителям г. Хачмас удалось даже построить новую церковь. baku.eparhia.ru/. e-mail: baku@eparhia.ru), которой ныне управляет епископ Александр (Ищеин). На территории Азербайджана в состав епархии входят пять храмов.После развала СССР и Карабахской войны произошел отток русскоязычного населения из страны, в результате чего доля православных сократилась с 5 % до 2,5 %. Но помимо духовного окормления оставшихся русскоязычных жителей, Бакинско-Прикаспийская епархия трудится и для наследия основанной некогда апостолом Варфоломеем Албанской Церкви. Народы, проживающие в регионе, сохранили память о своем многовековом христианском прошлом [1]. Нередки случаи, когда этнические мусульмане, принимая христианскую веру, становятся благочестивыми и ревностными чадами Церкви. Кроме того, из древнего албанского племенного союза осталась одна народность, которая сохранила верность христианству. Это потомки утиев – удины, проживающие ныне в селении Нидж (Габалинский район) и в Огузском районе Азербайджана, а также в селении Октамбери в Грузии. Те удины, которые проживают на территории Грузии, окормляются Грузинской Православной Церковью. Та же часть удин (а их около восьми тысяч человек), которая проживает в Азербайджане, только в последние годы получила возможность открыто говорить о своем этническом происхождении и религиозных убеждениях. Эти люди считают себя христианами, хотя не имеют пока ни пастырей, ни богослужения, ни религиозной литературы на родном языке. В советский период удинов пыталась привлечь к себе Армянская Церковь, но это не находило отклика у большинства народа. В 2003 году албанско-удинская христианская община, возглавляемая Робертом Мобили, прошла государственную регистрацию. Это стало возможным после восстановления древнего Кишского храма в Шеки (по некоторым данным, фундамент его был заложен еще апостолом Елисеем). В 2006 году завершилась реставрация второго удинского храма – церкви в селении Нидж Габалинского района. Также ведутся работы по реставрации албанской базилики V века в селе Гум Гахского района и базилики в селе Гюмрюк. Удины, как христианская народность, стремятся к своему самоопределению в религиозном и каноническом отношениях. Многие из них крещены в приходах Бакинско-Прикаспийской епархии Русской Православной Церкви. Во время первосвятительского визита в Азербайджан Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001 году с ним встретились представители удинской общины, которые высказали желание своего народа быть чадами Православной Церкви. На пути к осуществлению этого желания стоит много проблем и вопросов, над разрешением которых и трудятся в Бакинско-Прикаспийской епархии [2]. И, судя по заявлению епископа Бакинского и Прикаспийского Александра, сообщившего в 2006 году о том, что в удинских храмах будет совершаться православное богослужение, а священники для них готовятся в российских духовных учебных заведениях, удины сделали выбор и после более чем тысячелетнего пребывания в дохалкидонской Церкви вернулись в Православие. Говоря о церковной жизни в Азербайджане, стоит отметить, что она хорошо налажена: действуют православная библиотека, воскресная школа для детей, катехизическая школа, благотворительная столовая. В храме святых жен-мироносиц находится ковчег с частицей мощей апостола Варфоломея – небесного покровителя города Баку. На месте казни апостола, у подножия Девичьей башни, каждый год совершается молебен. Кроме приходов Русской Православной Церкви, в стране действует один храм, относящийся к юрисдикции Грузинской Православной Церкви, – церковь святого Георгия в селе Гах-Ингилой Гахского pайона стpаны, где компактно проживают грузины (около семи тысяч человек). Ниже приводится список православных храмов Азербайджана, находящихся в юрисдикции Бакинско-Прикасписйкой епархии Русской Православной Церкви, в которых служба проходит на церковно-славянском языке. г. Баку Собор Рождества Пресвятой Богородицы Кафедральный Собор Святых Жен Мироносиц г. БакуЗдание построено в 1909 году при поддержке видного сына азербайджанского народа мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева и на частные пожертвования верующих. Первоначаль¬но на этом месте было построено деревянное здание, а затем каменное. В советский период храм был закрыт одним из первых в 1920 году. Сначала в нем располагался склад, а затем спортивный зал. В дни январских событий 1990 года в колокольню храма попали два снаряда, по причине чего она частично была разрушена, пол просел, стены потрескались, а кровля обвали¬лась. В 1991 году полуразрушенное здание храма было переда¬но Русской Православной Церкви. Возможность осуществлять восстановительные работы в храме появилась со времени учреждения в Баку архиерейской кафедры. Попечением и заботами Преосвященного Александ¬ра, Епископа Бакинского и Прикаспийского, были проведены ремонтно-восстановительные работы, и храм был подготовлен к освящению. Во время своего Первосвятительского визита в Азербайджан Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 27 мая 2001 года совершил великое освящение храма Святых Жен-Мироносиц и присвоил ему статус кафедрального собора епархии. Вторую жизнь кафедральный собор обрел благодаря внима¬нию и поддержке азербайджанского мецената и предпринимате¬ля Айдына Самедовича Курбанова. На средства этого незауряд¬ного человека в кафедральном соборе были проведены комплексные ремонтно-восстановительные работы: был соору¬жен каменный резной иконостас, проведены росписи, была приобретена необходимая церковная утварь. После ремонтно-восстановительных работ 24 марта 2003 года состоялось открытие обновленного храма. В торжественном ме¬роприятии принял участие Президент Азербайджанской Рес¬публики г-н Гейдар Алиев, Пред¬седатель Управления Мусуль¬ман Кавказа Шейх-уль-Ислам гаджи Аллахшукюр Паша-заде, а также дипломаты и сотрудни¬ки, аккредитованных в Азербай¬джане дипломатических миссий, культурные и общественные деятели. В апреле 2003 года кафедральный собор посетил Святейший Патриарх Константинопо¬льский Варфоломей I, который передал в дар православным христианам Азербайджана час¬тицу мощей своего небесного покровителя – апостола Варфо¬ломея. В июне 2005 года собор посетил Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. В сентябре 2005 года кафедральный собор вновь посетил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II. Во время своего визита Предстоятель Русской Православной Церкви освятил надкладезную часовню при кафедральном соборе. Причт кафедрального собора: Настоятель - протоиерей Леонид Милтых, 4 священника и 2 диакона. Адрес: г. Баку, военный городок Красный Восток, 126 Фотографии кафедрального собора Толерантный Баку: Православная церковь (часть II)автор Гамид Гамидов журналист Один из будних дней. Утро в Баку. Время – примерно, 10.00 – 10.30, точнее не помню. В столице Азербайджана, как мне рассказали прихожане Собора Рождества Пресвятой Богородицы, функционирует три православные церкви. Церкви естественно есть по всей стране. Напомню, что только русских в Азербайджане проживает около 150-160 тысяч человек. 19. Нашел заднюю дверь. Вхожу. Спрашиваю разрешение фотографировать. Один из служителей церкви просит некоторое время повременить. Однако минут через 10 подходит и разрешает снимать. Правда, просит не сильно светить вспышкой, чтобы не мешать батюшке вести службу. 20. Старец, которого подошедшие к нему прихожане почему-то называли святым отцом, крестил и благословлял всех, кто подходил и целовал крест на его груди. Старик, как оказалось потом, полностью глухой. Одному из подошедших молодых людей, судя по всему, серьезно нуждающихся, он вытащил из сумки и передал целый пакет с пирожками. Фотографировать его разрешил с удовольствием, сразу начав позировать. 22. Ранее никогда не был в Церкви. Удивило то, что многие во время службы плакали. Культовые сооружения БакуКультовые сооружения города неповторимы своим обликом, судьбой и исторической памятью, связанной с каждым старинным храмом. Баку с его вечными огнями издревле был одним из центров зороастризма. Культовые сооружения огнепоклонников располагались как в старой бакинской крепости, так и в окрестностях города. Существует версия, что один из символов города - Девичья башня, первоначально строилась как зороастрийское культовое сооружение. Храм огнепоклонников Атешгях сохранился до наших дней в селении Сураханы близ Баку. Исламские культовые сооружения старого Баку представлены небольшими квартальными и крупными соборными мечетями. В Баку существовала традиция возводить мечети, как правило, на фундаментах более древнего сооружения. Иногда под мечеть приспосабливались здания других культов, в частности зороастрийские храмы. Окруженный крепостными стенами старый Баку был разделен на небольшие кварталы. Каждый квартал располагал собственными мечетями и часто кварталы именовались по расположенным на них мечетям. Некоторые старые квартальные мечети сохранились до наших дней - Гилейли мечеть (1308 г.), Чин мечеть (1375 г.), мечеть Молла Ахмеда (XIV в.), мечеть Шейха Ибрагима (1415 г.), мечеть Мирза Ахмеда (1347 г.), Лезги мечеть (1169 г.) и другие, а наиболее ранним датированным культом является расположенная в старой бакинской крепости мечеть Мухаммада ибн Абу-Бакра, которая построена в 1078 году. Из крупных мечетей, возведенных в средние века, следует отметить дворцовую мечеть, мечеть Кей-Кубада, расположенные на территории Дворца Ширваншахов, мечеть Биби-Эйбат, а также Джума мечеть. Бурно развивающаяся нефтепромышленность на переломе XIX и XX веков, превратили Баку в один из крупнейших городов России. Численность населения города резко увеличилась, причем за счет приезжих со всех концов Российской империи и Западной Европы. Поэтому в Баку начала XX века количество коренных жителей Азербайджана едва дотягивало до 40%. Остальное приходилось на долю русских, евреев, армян, немцев, итальянцев, поляков и др. Конфессиональный состав города тоже был весьма пестрым. Например, в 1913 году население Баку составляло 214673 человека, из них мусульман насчитывалось 76965 человек, православных - 76927 человек, лютеран 3800 человек, католиков 2902 человека, старообрядцев - 262 и т.п. Наряду с крупными мусульманскими мечетями, в Баку начали строиться культовые сооружения и других религий. За очень короткий период времени на вновь осваиваемых территориях города были возведены православный собор Александра Невского, лютеранская кирха, католический костел, григорианская церковь и еврейская синагога. Помимо насаждаемой имперской политики по растворению мусульман, все это свидетельствует также об интернационализме и высочайшем уровне веротерпимости Баку и бакинцев. На рубеже XIX-XX веков началось строительство крупных мечетей вне крепостных стен, которое велось в основном частными лицами. В это время возводятся такие мечети как Джума мечеть, Бекская мечеть, Таза-Пир, мечеть Касым-бека, мечеть Иттифак, мечеть Хаджи Солтан-Али и др. В старом Баку имелось немало православных церквей. Главные церкви города принято именовать собором. В Баку собором именовались два православных храма - Николаевский, первый крупный православный храм города и грандиозный Александро-Невский. Кроме того, действовали приходские церкви, флотская, портовая, полковая, батальонные, железнодорожные, церкви в учебных и других заведениях города. Из других культовых сооружений следует отметить польский католический костел св.Марии и немецкую лютеранскую кирху. Еще одна кирха была построена в 1901 году на улице Станиславского (ныне проспект Азадлыг). Сейчас в ней располагается кинотеатр Шафаг . В городе было также несколько армянских церквей. Одна из них находилась в Ичери Шехере, другая располагалась на Парапете. Третья, построенная армянским богачом Будаговым, стояла на месте нынешней Консерватории. Строились в Баку и еврейские синагоги. В здании одной из них ныне расположен Театр Песни им.Р.Бейбутова. С установлением советской власти религия была объявлена «опиумом для народа». Начались гонения и истребление духовенства всех традиционных религий, уничтожение храмов. Так в 1930-е годы были взорваны Биби-Эйбатская мечеть, собор Александра Невского, католический костел и другие храмы. Многие культовые сооружения стали использоваться не по назначению (как музеи, складские помещения), что впрочем, позволило им дожить до наших дней. В 1989 году по всему Азербайджану осталось лишь 36 действующих мечетей. Это в 50 раз меньше, чем их было до установления советской власти, когда только в Баку функционировало около 40 мечетей. После обретения Азербайджаном независимости часть сохранившихся культовых сооружений были переданы верующим, началось строительство новых. Всего за последние годы в Азербайджане построено и реставрировано около 1200 мечетей. В Баку наряду со старыми мечетями стали функционировать вновь возведенные мечеть Шехидлер, мечеть Абу-Бекр, Биби-Эйбатовская мечеть и др. В городе также действуют три православные церкви и три синагоги. Источники: http://www.pravoslavie.ru/put/070126150112.htm, http://baku.eparhia.ru/church/cathedral/, http://www.echo.msk.ru/blog/gamidgamidov/797189-echo/, http://www.window2baku.com/ks_00kultsoor.htm | |
Просмотров: 2288 | |
Всего комментариев: 0 | |