Главная » Статьи » Новое

Всемирный Форум По Межкультурному Диалогу В Баку
всемирный форум по межкультурному диалогу в баку

Мехрибан Алиева: Межкультурный диалог уже вышел за рамки чисто культурологической проблемы и стал проблемой большой политики -

Выступление президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан ханум Алиевой.

Дамы и господа!

Уважаемые гости!

Прежде всего, приветствую всех участников Всемирного форума по межкультурному диалогу. Говорю всем гостям, прибывшим в нашу страну для участия в форуме, Добро пожаловать в Азербайджан! . Надеюсь, что этот форум действительно внесет достойный вклад в развитие реального диалога и по его итогам будет осуществлена конкретная работа, приняты конкретные меры.

В последние годы Баку стал настоящим пространством диалога. Если взглянуть на недалекое прошлое, мы можем перечислить ряд международных мероприятий. В прошлом году в нашей стране прошел Бакинский саммит религиозных лидеров мира. В 2009 году Баку был объявлен столицей исламской культуры. В том же году состоялось заседание министров культуры стран-членов Организации Исламская Конференция и европейских государств. В 2008 году в этом зале прошла международная женская конференция, охватывающая все континенты, и была принята Бакинская декларация о роли женщин в межкультурном диалоге.

На самом деле, в Азербайджане существует прочная основа и благоприятная среда для проведения подобных мероприятий. С древних времен и по сей день Азербайджан известен, как край, который открыт всему миру, и царящую в нашей стране обстановку высокой толерантности можно почувствовать с первых минут общения с нашими людьми. Расположенные в Баку бок о бок мусульманская мечеть, католический костел, православная церковь, еврейская синагога являются как доказательством, так и результатом этой обстановки.

Сегодня я выражаю глубокую признательность всем, кто вложил труд в организацию этого форума. Выражаю благодарность всем международным организациям, поддержавшим этот форум, и надеюсь, что форум станет очередным шагом, служащем формированию здоровых отношений между народами, нациями, государствами.

Дорогие друзья, сегодня межкультурный и межцивилизационный диалог является одной из самых актуальных и популярных тем в мире. Сегодня в различных странах мира проводятся круглые столы , конференции, форумы, посвященные этой проблеме. Безусловно, каждая такая встреча должна приветствоваться и поддерживаться. По меньшей мере, потому, что каждая такая встреча сама по себе является своего рода диалогом.

Однако, несмотря на то, что эта тема часто выносится на повестку дня, к сожалению, ее влияние на существующее положение чрезвычайно мало. Для подтверждения этой мысли не нужно проводить никаких исследований. Достаточно просто обратиться к любому телевизионному каналу или интернету, и новости любого информационного агентства подтвердят это.

Вражда, нетерпимость, этнические чистки, геноцид, войны – это реалии сегодняшнего мира. Сегодня число противостояний и конфликтов в мире не уменьшается, а, к сожалению, растет. Конечно, в этом случае с каждым годом растет число людей – политиков, религиозных и общественных деятелей, ученых, простых граждан, присоединяющихся к теме диалога. В свою очередь, это вносит в повестку дня различные гипотезы, предложения, сценарии. К примеру, группа ученых уверена в том, что существующие межцивилизационные противоречия непременно приведут к противостоянию и конфликтам, возможности диалога уже иссякают и у такого мультикультурологического общества нет перспектив.

Другое мнение заключается в том, что для предотвращения противостояний все страны мира должны взять в пример западную модель. Несомненно, идеи демократии и свободы, развитие и высокий уровень жизни Запада достойны одобрения, и это сегодня прогрессивная модель, существующая в мире. Однако все мы хорошо понимаем, что все человечество не может жить так. Прежде всего, этого не допустят существующие сегодня в мире ресурсы, и мы также не должны забывать о геополитических, исторических, культурных факторах.

Третья точка зрения состоит в том, что сегодня все успехи Запада, в том числе успехи в области науки, технологий, развития, являются результатом проводимой на протяжении истории долголетней колониальной политики. Конечно, невозможно согласиться и с таким подходом, подобные мысли ведут нас не к будущему, а только к прошлому.

На мой взгляд, все эти подходы не служат налаживанию диалога. Напротив, они создают почву для новых конфликтов, новых противостояний. Сегодня ни для кого не секрет, что за каждой такой концепцией стоят определенная политика, определенные политические силы и политические амбиции. Думаю, эта тенденция создает очень серьезные вызовы и угрозы в современном мире.

Мы живем в такое время, когда находятся даже те, кто хочет играть самыми святыми, самыми чистыми чувствами людей. Каждый из нас принадлежит к различной религии и системы ценностей этих религий очень близки. Исповедуя различные религии, мы молимся единому Всевышнему, и суть наших молитв также одинакова. Однако сегодня мы сталкиваемся с далеким от человечности, немыслимым фактом. Человек, называющий себя религиозным деятелем, сжигает священную книгу Коран. Как назвать этот поступок? Какова его цель? Чей это политический заказ? Чему и кому служат эти люди? Но мы не увидели, чтобы мировая общественность решительно осудила этот чудовищный факт. В результате безнаказанная жестокость привела к еще более чудовищной жестокости, и мы стали свидетелями этого.

Считаю, что одной из самых больших угроз нашего времени является политизация религии. Нельзя, чтобы под религиозными лозунгами появлялись различные экстремистские силы и лозунги. Совершенно очевидно, что такие действия и явления противоречат диалогу и нормальным отношениям и лишь создают почву для новых противостояний.

Дорогие друзья, вопросов в сегодняшней теме больше, чем ответов. Но одно совершенно ясно, что межкультурный диалог уже вышел за рамки чисто культурологической проблемы и стал проблемой большой политики. Глобализирующийся мир сегодня уже реальность. Кто-то приветствует это, а кто-то считает большой бедой. Однако каждый из нас ощущает эти перемены в своей жизни. Особенно мы ощущаем это в понятиях времени и пространства, в понятиях рано или поздно, далеко и близко.

Я думаю, что сегодня каждый из нас должен очень хорошо осознать, что, будучи гражданами своих стран, мы также являемся членами одной семьи под названием человечество. Процесс глобализации превратил всех нас в жителей большого и общего пространства. На этом пространстве диалоги между людьми, между государствами, между народами должны строиться именно на основе этических норм, принципов справедливости.

Царящие сегодня в мире законы – как в политике, так и в экономике, - к сожалению, очень далеки от справедливости и этических норм. Если сегодня мы предлагаем гипотезу глобальной этики, то, возможно, сегодня это звучит как своего рода утопия. Но давайте вспомним, что многие сегодняшние достижения цивилизации берут свое начало от действий и идей, которые в свое время расценивались именно как утопия. В свое время, когда зарождались женское движение, гендерство, движение за равенство, многие расценивали это как бесперспективную утопию. Однако сегодня достигнутые в этой области успехи доказывают ошибочность подобного подхода.

Дорогие друзья, если сегодня мы говорим о глобальной этике, то это опять же может быть научной гипотезой, и снова здесь вопросов больше, чем ответов. Но я уверена, что если мы думаем о завтрашнем дне, осознаем свою ответственность перед грядущими поколениями, то должны стараться строить отношения между народами и нациями именно на платформе этики и справедливости. Это длительный и тяжелый процесс. Однако любая длинная дорога начинается с первого шага. Я думаю, что все мы своими делами должны осуществить этот, пусть и маленький, шаг. Для этого необходимы только солидарность и добрая воля. Я уверена, что именно в этом случае можно построить конструктивный диалог на основе гуманизма и справедливости. Большое спасибо за внимание .

Х Х Х

Затем выступила сопредседатель сессии, директор отдела культуры и межкультурного диалога ЮНЕСКО Катерина Стэноу. которая поблагодарила посла доброй воли ЮНЕСКО Мехрибан ханум Алиеву за плодотворную деятельность.

Всемирный форум по межкультурному диалогу в Баку

7-9 апреля года в городе Баку в рамках Бакинского процесса по межкультурному диалогу прошел Всемирный Форум по Межкультурному Диалогу, организованный правительством Азербайджана совместно с ЮНЕСКО, Альянсом Цивилизаций ООН, Советом Европы, Центром Север-Юг и ИСЕСКО. Главной целью организации этого глобального форума стало продвижение межкультурного взаимопонимания, взаимного уважения и сотрудничества между различными цивилизациями посредством культуры, искусства и культурного наследия.

Сегодня успехи Азербайджана как во внешней, так и во внутренней политике являются логическим результатом четкой политической линии, установленной главой государства. И не случайно, Всемирный Форум по межкультурному диалогу в Баку состоялся по инициативе Президента Азербайджана Ильхама Алиева, который открыл его большим пленарным докладом. Церемония открытия прошла под лозунгом Мир без разделительных линий .

В форуме участвовали мировые лидеры и общественные деятели, руководители международных организаций, министры культуры и послы, депутаты и дипломаты, представители органов власти, эксперты и специалисты по культуре, представители неправительственных организаций и предприятий, известные представители интеллигенции и мн. др. Представительство России, в частности, философское было также значительным: директор ИФ РАН, академик А.А. Гусейнов Первый вице-президент РФО, зав. кафедрой философии Финансового университета при Правительстве РФ, д.ф.н. проф. А.Н. Чумаков зав. сектором социальной философии ИФ РАН, д.ф.н. проф. В.Г. Федотова доцент кафедры социологии МИГИМО, к.соц.н. Н.Н. Федотова зам. директора ИФ РАН д.ф.н. проф. С.Н. Никольский член-корр. РАН, зам. директора ИФ РАН А.В. Смирнов директор Института глобализации и устойчивого развития Академии МНЭПУ , д.ф.н. проф. РАГС при Президенте РФ Низами М. Мамедов, зам. вице-президента РФО, к.ф.н. Ариз Авяз оглы Гезалов и др.

08 апреля форум продолжился сессией на тему Женщины как ключевые участницы межкультурного диалога . Сопредседателями сессии стали Президент Фонда Гейдара Алиева, Мехрибан Алиева и директор отдела культуры и межкультурного диалога ЮНЕСКО Катерина Стэноу, которые выступили с большими пленарными докладами. Большое внимание привлек также доклад эксперта Конвенции ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) Прамилы Паттен.

Среди выступивших участников сессии были также: председатель Госкомитета Азербайджана по вопросам семьи, женщин и детей Хиджран Гусейнова зам. председателя Совета Федерации России Светлана Орлова мэр 7-го округа Парижа Рашида Дати, директор Американского центра по межкультурному диалогу Венди Лидс-Урвитц председатель мексиканского филиала проекта Тысячелетие Консепсьон Олаварриета.

Участники Форума отмечали, что Азербайджан – одно из уникальных мест, где различные культуры и цивилизации встречаются на стыке Севера и Юга, Востока и Запада. Наряду с членством в Исламских и Европейских организациях, Азербайджан включает в себя ценности обеих цивилизаций, что позволяет ему играть роль соединяющего моста. Находясь на перепутье между Востоком и Западом, Севером и Югом, Азербайджан, чья культура сочетает исламские и европейские ценности, является местом, объединяющим различные культуры и цивилизации. Не случайным является и то, что такие важные международные конференции, как Конференция министров, ответственных за культуру Европы и ее соседних регионов (2008), Конференция министров культуры исламских стран, Конференция министров культуры тюркоязычных стран (2009) и Саммит мировых религиозных лидеров (2010) были проведены в Баку.

Межкультурное понимание и культурное разнообразие имеют огромное значение для мира и развития, однако, они не занимают особого места в мировой повестке, которая в первую очередь, посвящена бедности (одно из Целей Развития Тысячелетия) и изменению климата. Несколько инициатив, представленных межправительственными организациями, а также частным сектором и учреждениями культуры, рассматриваются на сегодняшней день в рамках исследовательских проектов и политических шагов для формирования основы соотношения между межкультурным диалогом и культурным разнообразием, с одной стороны, а также вопросами мира и развития с другой. Другие недавние инициативы направлены на изучение возможности определения показателей или целей для измерения прогресса в обществе, стремящемуся к межкультурному пониманию и культурному разнообразию.

Развитие должно основываться на разнообразии культур, которые представляют собой основной код познания человеческой жизни и являются открытым и развивающимся хранилищем мудрости, опыта, знаний, обмена, солидарности и образа жизни, расширяя при этом обзор вариантов, доступных для каждого. С другой стороны, межкультурный диалог рассматривается как процесс, который не только требует признания культурного разнообразия, развивая при этом все формы творчества, новаторства и вечного перерождения, но также развивает общие универсальные ценности, составляющие его основу.

В современном мире формирование нового общества, характеризующегося разнообразием и плюрализмом, породило новую ситуацию мультикультуризма, которую необходимо поддерживать для обеспечения уважения между людьми, а также толерантности между разными культурами и реализации свободы культуры и обычаев, которые также включают свободу сознания и всех других форм, таких как свобода вероисповедания на основе прав человека (статья 18 Всеобщей Декларации Прав Человека и статья 9 Европейской Конвенции по Правам Человека).

В нынешнем мире вопрос идентичности снова всплывает как элемент отличия между культурами. Религии приобретают большее значение в качестве элемента отличия друг от друга. Данная ситуация может стать неоднозначным сигналом, когда культура и религия используются как предлог для того, чтобы атаковать людей на основе политической повестки, национализма или ради других целей, как это видно на примере недавних случаев исламофобии, христианофобии, антисемитизма, преследования религиозных меньшинств и других случаев отсутствия толерантности в мире.

В этом контексте, межкультурный диалог был признан на международном уровне в качестве основного средства управлениями культурными конфликтами, стать средством сохранения разнообразия в поликультурных обществах путем содействия обмену мнениями и общению, а также формирования необходимых знаний для совместного проживания в мирных и конструктивных условиях внутри многокультурных систем.

9 апреля Всемирный форум по межкультурному диалогу завершил свою работу. Как заявил накануне министр культуры и туризма Азербайджана Абульфас Гараев, на форуме были достигнуты большие успехи. Главным из них он назвал основание платформы 5А по продолжению культурного диалога между пятью континентами, а также обсуждение условий по привлечению все большего числа городов к межкультурному диалогу. По словам А. Гараева, участие отдельных городов, как объектов межкультурного диалога, показало, что диалог между культурами, являясь глобальной темой, тем не менее приобретает локальный характер. Форум также стал платформой для обсуждений между молодежью и более старшим поколением. Это показало, что диалог между поколениями имеет исключительно важное значение , – отметил Гараев.

По словам министра, форум вызвал огромный интерес, собрав вместе около 450 представителей из 80 стран. Участие в открытии форума первых лиц государства показало, какую важность для Азербайджана имеет Всемирный форум по межкультурному диалогу , – сказал Гараев. Он также подчеркнул, что тема межкультурного диалога постоянно должна питаться новыми идеями, взглядами со стороны общественности и государств , и потому планируется проведение в Баку форума на данную тему раз в 2-3 года.

Значительную долю организационной и содержательной работы по подготовке и проведению Форума проводит Фонд Г. Алиева, который имеет свое активно работающее представительство в Российской Федерации, что вывело российско-азербайджанские межкультурные отношения в последние годы на высокий, качественно иной уровень.

10 апреля группа участников конференции посетила южную часть Азербайджана. В городе Астара их встречал глава исполнительной власти г. Астары Махир Гулиев и директор Астаринского Государственного педагогического техникума, член РФО, к.ф.н. Алигасан Гамзаев. Гости возложили цветы к памятнику общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева и посетили Центр Г. Алиева , где подарили книгу Взаимодействие культур в условиях глобализации , подготовленную на основе материалов международной конференции Взаимодействие культур в условиях глобализации (Москва, ИФ РАН, 15-16 июня, 2009 г.). Реальным выражением культурных взаимоотношений было приглашение гостей на свадьбу, где в перерывах между азербайджанскими мелодиями и исполнением русских песен звучали слова об общей истории, дружбе и взаимопонимании. В научном отношении самым значительным событием стало посещение участниками конференции Астаринского Государственного Педагогического техникума, который готовит педагогические кадры для средней школы практически всего южного Азербайджана. Там прошла торжественная линейка и состоялась пленарное заседание, на котором перед студентами и преподавателями выступили гости и представители преподавательского коллектива. Выступавшие отмечали, что с момента распада СССР это был первый случай посещения российскими учеными города Астары и подчеркивали, что российско-азербайджанские отношения в области культуры и философии должны стать хорошими примером развития творческих связей и межкультурного диалога на постсоветском пространстве.

Источники: http://ia-centr.ru/expert/10223/, http://www.intelros.ru/readroom/vestnik-rossijskogo-filosofskogo-obshhestva/vestnik-2-58-/11913-vsemirnyy-forum-po-mezhkulturnomu-dialogu-v-baku.html

Категория: Новое | Добавил: baku-99412 (2015-09-15)
Просмотров: 799 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar