Главная » Статьи » Голос города

Вторая Эпоха Нефтяного Бума В Баку
вторая эпоха нефтяного бума в баку

Васильев Николай Александрович

Васильев Николай Александрович -

Партийно - Хозяйственный функционер.

Вторая половина XIX века — это начало бурного промышленно-экономического развития Баку.

Во-первых, промышленная разработка нефти в Баку, и Город превращается в крупнейший нефтяной район России.

В Баку наступила эпоха нефтяного бума. Баку превратился в центр притока иностранного капитала.

Во-вторых, Указом Сената России от 21 мая 1858 года для срочного пароходства и торговли по Каспийскому морю, рекам Волге, Оке, Каме и их притокам создается Акционерное Общество Кавказ и Меркурий .

Состоящее под Высочайшим его Императорского Величества покровительством Общество «КиМ» построило и оборудовало в Баку и во всех портах Волги и Каспийского моря пристани, склады, ремонтные мастерские,

в 1870 г. в Баку - эллинг системы Мортона для ремонта крупнотоннажных судов.

В Баку находился и судоремонтный завод пароходства Кавказ и Меркурий .

В-третьих, в 1867 году главная база Каспийской военной флотилии переведена из Астрахани в Баку.

И т.д. и т.п.

Город превращается в один из крупнейших промышленно-экономических центров Российской Империи.

Благоприятная экономическая ситуация в Баку привлекала сюда множество людей разных профессий со всех концов Российской империи.

Иван Александрович Васильев, из донских казаков, во второй половине XIX века перебрался из Астрахани в Баку.

Его сын, Александр Иванович (1856—1905), работал механиком на судоремонтном заводе пароходства «Кавказ и Меркурий».

Был женат на Александре Ивановне (в девичестве Гудошникова) (1870—1963).

Семья была многодетная — 12 детей растили родители.

Коля, младший ребенок, родился 15 мая 1905 года.

В этот же год в возрасте 49 лет умер отец, Александр Иванович, и был похоронен на старом русском кладбище в Баку.

Мама Коли была домохозяйкой, воспитывала детей.

Она умерла в 1963 году (было ей 93 года) в Москве.

Коля закончил двухклассную с четырехлетним курсом церковно-приходскую школу.

Пел в церковном хоре бакинского Александро-Невского Собора.

С 12 лет, после окончания церковно-приходской школы, начал работать.

Был учеником, позже рабочим на стекольном заводе.

В 1919 году Николай вступил в члены Интернационалистического союза рабочей молодёжи города Баку.

С 1920 года работал токарем по металлу на судоремонтном заводе им. Парижской Коммуны (Паркоммуна) в Баку.

В 1923 году командирован в Москву на учебу в ЦК ВЛКСМ. В 1925 году принят в члены ВКП(б).

После окончания рабфака с 1926 г. по 1930 г. работал токарем на заводе «Физприбор».

Закончил факультет особого назначения(ФОНы существовали при различных ВУЗ'ах, ВТУЗ'ах и Народных комиссариатах для учебы без отрыва от работы).

Член Хамовнического райкома ВКП(б) (1929 г.).

В 1930 году Николай отправлен Яном Берзиным в США на заводы Форда.

Официально — «практикант-приемщик оборудования».

Основная задача — изучение американской автомобильной промышленности, добыча новых технологий и их передача в Советскую Россию.

С тех времен осталась знаменитая фраза: «Добыли яйца кур редкой, нужной нам породы».

Непосредственный участник создания советского автомобилестроения.

По возвращению в СССР в 1932 году Николай выдвигается на руководящую хозяйственную работу - директор завода № 34 (производство автомобильных радиаторов и колес),

начальник Главного управления автотракторной промышленности (ГУАТП) Наркомтяжпрома СССР.

Депутат Моссовета, член Пленума Фрунзенского райкома ВКП (б).

С 1936 года — директор автомеханического завода № 2 ГЦОС.

Из характеристики МК ВКП(б): «Заводы, руководимые Васильевым, систематически перевыполняли производственную программу и неоднократно отмечались в социалистическом соревновании».

Приказом Наркома № 565 от 13.08.1939 г. назначен Начальником Главного управления обозостроения (Главобоз) Наркомата местной промышленности РСФСР.

Лично участвовал в проектировании и контролировал производство транспортных средств для Красной Армии.

Почти через год Приказом НКМИ(?) РСФСР от 01.06.1940 г. назначен директором завода № 10 «Алмазных инструментов».

В сентябре 1941 года уходит добровольцем на фронт.

С октября 1941 г. по январь 1942 г. служил заместителем командира истребительного батальона Кировского района 9-го полка («9-й полк Московских рабочих») 5-ой Московской стрелковой дивизии по политической части.

Участвует в битве под Москвой.

5-я Московская стрелковая дивизия и входившие в ее состав части по 20.01.1942 г. входила в состав РККА.

После 2-х ранений и контузии отозван с фронта и направлен в распоряжение МК ВКП(б).

С 1942 г. по 1949 г. работает заместителем заведующего отдела машиностроения МК ВКП(б).

Принимает непосредственное участие в налаживании выпуска вооружений и боеприпасов на восстанавливаемых заводах Московской области.

За успешное выполнение правительственных заданий награжден государственными наградами и неоднократно отмечался решениями Бюро МК ВКП(б).

Дисциплинированный, энергичный, хорошо разбирающийся в технике и вопросах руководства промышленностью,

Николай Александрович оказывал действенную помощь заводам в перестройке их работы в послевоенное время и выполнения 5-го плана восстановления и развития народного хозяйства.

Был избран членом Бюро МК ВКП(б). Утвержден постоянным докладчиком отдела пропаганды и агитации МК ВКП(б).

Неоднократно выступал с докладами на предприятиях и в колхозах Московской области.

Систематически работал над повышением уровня образования, закончил вечернее отделение Университета марксизма-ленинизма.

С января 1949 г. по июль 1950 г. работал начальником Главка «Главформоматериал» Министетства машиностроения и приборостроения.

В 1950-1955 гг. был на должности начальника Икшанской воспитательной колонии для несовершеннолетних преступников УМВД Московской области.

В 1946 г. на основании Приказа МВД СССР на базе Икшанской трудовой колонии был развернут авторемонтный завод (ЦАРЗ).

В ноябре 1955 г. по личной просьбе Николай Александрович уволен из органов МВД в связи с переходом на работу в промышленность.

В 1955-1963 гг. работал директором завода башенных кранов.

На основании приказа Председателя Мосгорсовнархоза № 18 от 17.01.1963 г. освобожден от занимаемой должности

в связи с объединением ЗБК и завода МЗДС в одно предприятие «Московский завод деревообрабатывающих станков и автоматических линий».

С августа 1969 г. по ноябрь 1970 г. — Заместитель директора по административно-хозяйственной работе Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов автомобильной промышленности.

Вышел на пенсию. Персональный пенсионер СССР.

Выдано удостоверение участника ВОВ № ж-091405 от 21.07.1980 г.

Награды:

Орден Красной звезды .

Медаль За оборону Москвы .

Медаль За победу над Германией .

Медаль За доблестный труд в ВОВ .

Медаль В память 800-летия Москвы .

Медаль 20 лет победы в ВОВ .

Медаль 50 лет ВС СССР .

Большая Серебряная медаль ВДНХ СССР. Постановление Комитета совета выставки достижений Народного хозяйства СССР №438/н от 19.12.1961. Удостоверение №6215.

Медаль Ветеран труда (1978).

Медаль За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина .

Медаль 30 лет победы в ВОВ .

Медаль 60 лет ВС СССР .

Почетный знак 25 лет победы в ВОВ .

Почетный знак 50 лет в КПСС .

Баку и нефть. Период промышленной нефтедобычи.

Начало промышленной разработки нефти в Баку относится ко второй половине XIX века, когда город превратился в крупнейший нефтяной район России. В 1846 году, намного раньше, чем полковник Э.Дрейк в Пенсильвании (США, 1859 год), бакинский горный инженер В.Семенов пробурил скважину в поселке Биби-Эйбат близ Баку. Однако донесение Семенова лежало в правительственных инстанциях почти 2 года, а его метод не был поддержан материально. Документальное подтверждение бурения первой в мире нефтяной скважины на Биби-Эйбате имеется в докладной графа Воронцова от 14 июля 1848 года русскому царю. Это и есть точка отсчета промышленной добычи нефти в Азербайджане и во всем мире.

Высочайшее разрешение на бурение нефтяных скважин было дано в 1868 году. Вторую нефтяную скважину глубиной 64 м пробурили механическим способом в бакинском поселке Балаханы в 1871 году. Начиная с 1871 года нефтяные скважины начали бурить повсеместно, и новый способ нефтедобычи полностью заменил старый метод рытья колодцев. В результате этого нефтедобыча возросла до 80 баррелей в день с каждого колодца. Нефтяная промышленность продолжала развиваться быстрыми темпами, и к 1913 году в окрестностях Баку было пробурено уже около 3500 скважин.

Произошли изменения и в области нефтяного законодательства. В 1872 году были утверждены Правила о нефтяном производстве и акцизе фотогенного производства и Правила об отдаче с торгов в частные руки казенных нефтяных источников, находящихся в Кавказском и Закавказском краях в откупном содержании . Откупная система была отменена. Нефтяной промысел объявлен свободным, основной продукт нефти - керосин - облагался акцизом (40 копеек с пуда), нефтяные участки передавались частные руки с публичных торгов за единовременную плату. Первые торги состоялись 31 декабря 1872 года. Казна вместо полумиллиона оценочной суммы получила до 3 млн. рублей. Повторный аукцион по не купленным промыслам был проведен в 1880 году. В Баку наступила эпоха нефтяного бума.

С отменой откупной системы Баку превратился в центр притока иностранного капитала. В 1879 году братья Нобель основали в Баку акционерное общество Товарищество братьев Нобель , которое вскоре стало одной из крупнейших нефтепромышленных компаний мира. В 80-е годы начинается приток в Баку французского капитала, представителем которого являлся парижский банкир Ротшильд, развернувший в 1888 году широкую деятельность, став во главе Каспийско-черноморского нефтепромышленного и торгового общества. К 1890 году он стал контролировать 42% экспорта бакинской нефти. Британский капитал появился в Баку в 90-е годы, когда несколько финансовых магнатов во главе с Джеймсом Вишау основали здесь три фирмы. С 1874 года по 1899 год было создано 29 акционерных обществ с участием иностранного капитала. К 1916 году число нефтяных фирм достигло 104.

Экономические позиции азербайджанской буржуазии в ведущей отрасли промышленности - нефтяной - не были сильны. Еще на первых порах отмены откупной системы в 1872 году из 13 владельцев нефтеносных участков азербайджанский капитал был представлен лишь двумя капиталистами. Азербайджанский капитал был представлен преимущественно средними и мелкими предприятиями с широким диапазоном производственной мощности - от нескольких десятков тысяч до 10 млн. пудов нефти. В числе 135 нефтепромышленников Баку в 1883 году было 17 азербайджанцев к концу XIX века из 167 - 49 или 29,3%. Выделялись Г.З.Тагиев, Н.Селимханов, Т.Ашурбеков, А.М.Кафаров, А.Караев, М.Г.Селимханов, Г.Б.Ашумов, И.Нуриев, Ш.Асадуллаев, М.Нагиев И.Гаджинский, Л.Манафов, М.Мухтаров. Из других нефтяных королей выделялись бр.Нобели, Ротшильд, Рогозин, Вишуа, Манташев, Пашковский, Туманян, Шибаев, Леонозов.

Прилив иностранного капитала в бакинскую нефтяную промышленность оказал непосредственное влияние на нефтеразведку, добычу и транспортировку бакинской нефти. В 1873 году начинается разведка и освоение крупных нефтяных месторождений (500 миллионов тонн), расположенных на территории селений Раманы, Сабунчи, Балаханы и Биби-Эйбат. В Баку постоянно возрастало число нефтеперегонных заводов. Первый из них был построен в 1859 году, а к 1867 году их количество достигло 15-ти. В 1878 году, впервые в Российской империи, был построен нефтепровод, связывающий нефтепромыслы в Балаханах с нефтеперегонным заводом в Баку. Длина этого нефтепровода составляла 12 километров, а диаметр трубы - 75 миллиметров. К концу 1898 года общая длина нефтепроводов бакинских промыслов достигла 230 километров, а пропускная способность - 1 миллион тонн нефти. В 1896-1906 годах завершается постройка нефтепровода Баку - Батуми длиной 833 километра и с диаметром трубы 200 миллиметров, пропускная способность которого равнялась 900 тысячам тонн в год. Таким образом, вложение крупных капиталов в нефтяное производство Азербайджана позволило осуществить в нем промышленный переворот. Большим стимулом для развития нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности служил переход каспийского и волжского торговых флотов, а также значительной части железнодорожного транспорта, на мазут в качестве топлива и окончание строительства железной дороги Баку-Тифлис.

В 1901 году было принято решение высушить Биби-Эйбатскую бухту. Это решение было принято в связи с тем, что на дне бухты было обнаружено большое месторождение нефти. В 1906 году был объявлен тендер, а в 1909 году началось осушение бухты. По специальному проекту было изготовлено 23 судна для осушки и, в результате, к 1918 году было осушено 193 гектара площади Биби-Эйбатской бухты. В начале 20-х годов эти работы продолжились, и в 1927 году площадь участка осушенной земли достигла 300 гектаров. При этом следует отметить, что по уровню гидротехнических работ это было второе в мире мероприятие после строительства Панамского канала.

Ближе к концу XIX века бакинская нефтяная промышленность, вступившая на путь капиталистического развития, меньше чем два десятка лет (к 1901 году) достигла объема добычи в 50% от уровня общемировой добычи нефти того времени.

Конец второго нефтяного бума в Баку: 2005-

    Ноябрь 19,

AnalitikaUA.net . Предлагаем вниманию читателей третью часть (в сокращении) статьи азербайджанского исследователя из США Алека РАСИЗАДЕ #171 Перспективы Азербайджана в Нагорном Карабахе в условиях завершения нефтяного бума#187 , английский вариант которой был опубликован в международном журнале Iran and the Caucasus. Первые две части статьи посвящены динамике развития карабахского конфликта, причем, как отмечает опубликовавшая русский перевод статьи редакция сайта realcaucasus.org, #171 на фоне общего мэйнстрима современной бакинской историографии нагорно-карабахского конфликта, изобилующей эмоциональными оценками и грубыми фальсификациями исторических фактов, она выглядит достаточно сбалансированной, а в чем-то даже сенсационной#187 .

Для армянского читателя, хорошо знакомого с перипетиями истории конфликта, именно третья часть материала А. Расизаде представляет, на наш взгляд, наибольший интерес.

СОВРЕМЕННЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН ЯВЛЯЕТСЯ ТИПИЧНЫМ НЕФТЯНЫМ ГОСУДАРСТВОМ, управляемым в стиле классической ближневосточной деспотии, при которой политическая и экономическая власть сосредоточена в руках правящей семьи и передается по наследству. Широкое понятие #171 семья#187 включает в Азербайджане помимо родственников президента страны и его жены также тех бюрократов, которые по совместительству со своими обязанностями в качестве членов правительства контролируют огромные #171 империи#187 в различных отраслях экономики и торговли, пользуясь всеми выгодами монополистов в своих сферах бизнеса и экспортно-импортных операций.

Крупнейшие нефтяные концессии были переданы в 1994 году Гейдаром Алиевым западному консорциуму во главе с British Petroleum сроком на 30 лет. Этот шаг убедил западные правительства не замечать вопиющие нарушения прав человека и откровенные манипуляции демократическими процедурами, отдавая приоритет экономическим и политическим интересам в этом нефтяном государстве. Стабильность, поддерживаемая семьей, позволяет беспрепятственно закачивать около одного миллиона баррелей в день в каспийский трубопровод, построенный в 2005 году. Взамен семья получает около 15 млрд нефтедолларов в год, и эти деньги тратятся в основном на престижные проекты в строительной сфере и другие грандиозные внешние атрибуты независимости. Тем не менее второй бакинский нефтяной бум 2005– годов обречен на скорый спад уже через несколько лет без каких-либо серьезных экономических достижений, поскольку нефтедоллары растрачиваются на строительное безумие, на показуху, без модернизации даже базовых городских инфраструктур. При этом возможности для проживания и нормальной работы остальной части населения сужаются, вынуждая ее в большом количестве эмигрировать: в настоящее время 3 миллиона из 9 миллионов граждан Азербайджана живут и работают за границей.

НЕФТЯНАЯ ПРОДУКЦИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ 85% ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО бюджета Азербайджана, на нее приходится 78% ВВП страны и 92% азербайджанского экспорта. Иными словами, в своем противостоянии с Арменией, в своих военных расходах Азербайджан полностью зависит от доходов от продажи нефти. Также за их счет обеспечивается импорт продуктов питания, реализуются мероприятия по улучшению бытовых условий населения, поддерживается политическая стабильность. Львиная доля нефтяных доходов приходится на один-единственный кластер, состоящий из трех морских месторождений нефти, Азери – Чираг – Гюнешли, которые были обнаружены еще до независимости советскими геологами в Каспийском море. В настоящее время этот сектор дает 42 млн из 50 млн тонн ежегодного производства азербайджанской нефти. С тех пор иностранными компаниями было подписано 23 контракта на разведку нефти, однако им так и не удалось найти ни одного нового месторождения – ни в Азербайджане, ни в его секторе Каспийского моря.

Приукрашивание объемов углеводородных активов Азербайджана преследует цели, выражаемые известной формулой: чем больше энергоресурсов имеет конкретное нефтяное государство – тем больше уважения и терпимости проявляет Запад к правящему там режиму, имитирующему демократию. Поэтому любые оценки перспектив Азербайджана как внутри страны, так и в Карабахе необходимо делать, учитывая полную зависимость страны от трех вышеупомянутых нефтяных месторождений, по мере истощения которых экономическая мощь страны будет уменьшаться, что в свою очередь уменьшит и шансы Азербайджана на решение карабахского вопроса силой. Ресурсы вышеуказанных нефтяных полей являются в Азербайджане государственной тайной, однако, согласно многим зарубежным источникам, в сфере нефтяной промышленности текущий уровень добычи на трех основных месторождениях будет исчерпан к 2019 году. И вот почему.

В 1992 году доказанные запасы нефти Азербайджана оценивались в 1,3 млрд баррелей. Данная оценка была увеличена до 7 млрд баррелей в 2002 году и остается неизменной при этом 5 млрд от общего количества приходится на кластер Азери – Чираг – Гюнешли. Всего резервы Каспийского нефтяного бассейна, включая Казахстан, обладающий 80% каспийской нефти, составляют около 25 млрд баррелей. С тех пор в азербайджанском секторе не было найдено ничего нового, в то время как в казахстанском секторе был обнаружен нефтяной гигант – месторождение Кашаган. Допустим, что в течение 16 лет с момента подписания концессионного соглашения по Каспию перекачивалось в среднем 0,5 млн баррелей в день, т.е. 182 млн баррелей в год (с 2005 года суточная добыча составляла 1 млн баррелей), умножим это число на 16 лет, и окажется, что из общего объема в 7 млрд баррелей в Азербайджане уже откачали около 3 млрд, осталось, соответственно, около 4 млрд баррелей нефти.

Теперь остается предположить, что на месторождении Азери – Чыраг – Гюнешли осталось 3 млрд баррелей (из первоначальных 5 млрд), и разделить их на 365 млн баррелей в год: подобная оценка дает лишь еще 9 лет производства в один миллион баррелей в сутки (который консорциум планирует увеличить до 1,2 млн в день). Таким образом, легко вычислить срок завершения эксплуатации месторождения Азери – Чираг – Гюнешли – 2019 год. 2010 год был пиком добычи азербайджанской нефти, и с года начинается падение. Конечно, производство не будет остановлено сразу, однако его снижение на 10% в год станет тяжелым ударом по нефтяному государству.

ВЫСКАЖЕМ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ: РЕАЛЬНОЕ ПАДЕНИЕ ДОБЫЧИ НЕФТИ МОЖЕТ СТАТЬ ЕЩЕ БОЛЬШЕ, потому что азербайджанские чиновники постоянно раздувают размеры нефтяных активов страны: они таинственным образом увеличиваются вместо того, чтобы уменьшаться, несмотря на то что один миллион баррелей откачивается ежедневно. По словам этих чиновников, резервы азербайджанской нефти выросли в прошлом году до 923 млн тонн, что эквивалентно 6,7 млрд баррелей. Иными словами, запасы нефти в Азербайджане после 18 лет добычи и в отсутствие новых открытий сократились на 300 млн баррелей, что составляет объем производства нефти в стране приблизительно за один год. Куда исчезли объемы, которые добывались в оставшиеся 17 лет, неизвестно. Такое же преувеличение применяется и к запасам азербайджанского природного газа, которые, согласно надеждам властей, восполнят сокращающиеся доходы. Запасы газа в стране (1,2 триллиона куб. м), однако, незначительны по сравнению с соседями Азербайджана – Туркменистаном, Ираном и Россией. Экспорт в настоящее время составляет только 5 млрд куб. м газа в Турцию при условии, что годовой объем производства на газовом месторождении Шах-Дениз удвоится в будущем, и это в сравнении с ежегодным экспортом 70 млрд кубометров туркменского газа, 46 млрд кубометров из Ирана и 350 млрд кубометров из России.

С начала года начинается завершение эпохи нефтяного бума в Баку. Учитывая незначительный объем экспорта природного газа и несомненный конец эры большой нефти, отсутствие реального промышленного производства и реальной промышленной инфраструктурной базы в постнефтяную эпоху может воздействовать на экономическую ситуацию и привести к разочарованию в обществе. В Азербайджане пока не разработаны какие-либо альтернативные источники экономического дохода, которые были бы сопоставимы с нынешними доходами от экспорта нефти. Более того, вместо модернизации промышленных предприятий советской эпохи их снесли для того, чтобы расчистить пространство офисным зданиям и торговым центрам, где граждане нефтяного государства могли бы тратить свои нефтедоллары. Но Баку не стал ни новым Кувейтом, ни новым Дубаем: нефтяной бум там должен завершиться в течение нескольких лет. Подобная чрезмерная зависимость от добычи нефти и неравномерное распределение общественных богатств увеличивают общественное разочарование действиями правительства, увеличивая вероятность роста радикализма и распространения нестабильности в Азербайджане.

Более важным является международное давление, которое правительство Азербайджана пытается оказывать на великие державы в решении карабахского вопроса при помощи нефтедобычи, используемой в качестве рычага внешней политики. Гейдар Алиев выражал в 1994 году надежду на то, что интерес Запада к энергетическим ресурсам его страны будет играть в карабахском вопросе на стороне Азербайджана. Состав консорциума, включавший американские, европейские и даже российские компании, превосходно вписывался в данную стратегию. Однако надежды Алиева #8212 увязать разработку нефтяных месторождений с решением карабахского конфликта #8212 возымели лишь незначительный эффект.

ЕДИНСТВЕННЫМ ВЫИГРЫШЕМ НА ЭТОМ ПУТИ СТАЛО СМЯГЧЕНИЕ ПРИНЯТОЙ в 1992 году 907-й поправки в году. Тогда в Баку попросили американские нефтяные компании – участников международного консорциума – выступить в Вашингтоне против армянской диаспоры, настояв на полной отмене вышеупомянутой поправки. Проще говоря, политическое влияние 1-миллионной армянской общины уравновесило в Вашингтоне мощное нефтяное лобби, способствовавшее продвижению азербайджанских интересов в регионе.

Таким образом, стратегия дипломатической победы над Арменией руками заинтересованных в нефти великих держав не удалась: ни Европейский Союз, ни Соединенные Штаты не увеличили свою поддержку Баку в Минском процессе. Этот стратегический провал вызвал пересмотр вектора дипломатического воздействия азербайджанской нефти на Запад: оба Алиева обратили свое внимание на Москву, пытаясь манипулировать в своем диалоге США и НАТО #171 русской картой#187 .

Россия по-прежнему остается сильной военной державой региона, однако ее способность контролировать происходящие там события гораздо меньше, чем полагает большинство наблюдателей. Для того чтобы противостоять растущей политической мощи и экономическому влиянию Турции и Ирана, Россия нуждается в содействии местных армян, абхазов, осетин и других народов, способных поддерживать ее интересы. Свидетельство этого мы наблюдали в ходе российско-грузинской войны 2008 года и последующей консолидации российско-армянского военного альянса.

В нынешних условиях вследствие грозящей ему экономической и стратегической незначительности для Запада после пика нефтяного производства в 2010 году Азербайджан нуждается в большем реализме применительно к своим целям в Нагорном Карабахе, так как его способности склонить великие державы к своей точке зрения будут сокращаться по мере выработки нефтяных резервов в -2019 гг.

#171 Голос Армении#187 , Real Caucasus, bs-kavkaz.org,

Источники: http://www.proza.ru//03/25/329, http://www.window2baku.com/oil2.htm, http://analitikaua.net//konets-vtorogo-neftyanogo-buma-v-baku-2005-/

Категория: Голос города | Добавил: baku-99412 (2015-09-07)
Просмотров: 515 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar