Главная » Статьи » Архив

Газопровод Баку Тбилиси Джейхан
газопровод баку тбилиси джейхан

Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан

  Нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан  — трубопровод для транспортировки каспийской нефти к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. Официальное торжественное открытие всего нефтепровода прошло 13 июля 2006 в Джейхане.

    Протяжённость 1773 километра. Нефтепровод проходит по территории трёх стран — Азербайджана (449 км), Грузии (235 км) и Турции (1059 км).   Проектная пропускная мощность — 50 миллионов тонн нефти в год, или один миллион баррелей в сутки.   Объем реально прокачиваемой нефти — 32,8 млн тонн (2008).   Стоимость — 3,6 млрд долларов.   Владельцем нефтепровода является международный консорциум BTC Co, его акционеры — BP (30,1 %), Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) (25 %), Unocal (8,9 %), Statoil (8,7 %), TPAO (6,5 %), ENI (5 %), Itochu (3,4 %), ConocoPhillips (2,5 %), Inpex (2,5 %), Total (5 %) и Amerada Hess (2,4 %).
    Строительные работы начались в апреле 2003 года. Нефтепровод вступил в строй 25 мая 2005 года, когда был открыт его азербайджанский участок. 12 октября 2005 года состоялось торжественное открытие грузинского участка.

Предполагается, что в дальнейшем нефтепровод будет продлён до восточного побережья Каспийского моря и по нему будет перекачиваться нефть и из Казахстана.

В июле 2006 состоялась первая прокачка нефти. С тех пор ежедневное количество проходящей по трубам нефти составляет 1,2 млн баррелей. 5 августа 2008 года из-за взрыва трубопровода и последующего крупного пожара в районе компрессорной станции в посёлке Рэфахйя провинции Эрзинджан подача нефти была прекращена и возобновлена только 25 августа.

С геополитической точки зрения, основная цель строительства нефтепровода заключалась в создании независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана (а впоследствии и Казахстана) на мировые рынки. США и Великобритания, лоббировавшие и финансировавшие проект, в качестве его обоснования выдвинули идею о необходимости диверсификации маршрутов экспорта энергоносителей и стабилизации мирового энергетического рынка.

Это первый нефтепровод в СНГ, проложенный в обход России и при непосредственном участии США и Великобритании. С началом его работы в очередной раз существенно изменилась геополитическая расстановка сил в обширном регионе, охватывающем Среднюю Азию, Кавказ и акваторию Каспийского моря. Транспортировка значительных объёмов нефти, которая могла бы осуществляться через территорию России по существующему нефтепроводу Баку — Новороссийск, теперь будет производиться в обход России, что снизит её влияние в регионе. Американцы же не только получат альтернативный Персидскому заливу источник нефти, но и расширят зону своего влияния.

Ввод в эксплуатацию нефтепровода даёт возможность более активно осваивать ресурсы каспийского бассейна. В Азербайджане это в первую очередь освоение блока месторождений Азери — Гюнешли, в Казахстане — Кашаган.

Экономические потери России от появления нового пути транспортировки каспийской нефти некоторые эксперты оценивают в 200 млн долларов в год.

Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан и геополитика Кавказа

25 мая в присутствии президентов Грузии, Казахстана, Турции и министра энергетики США был запущен нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Он позволит экспортировать каспийскую нефть в обход России и увеличит влияние США в регионе.

Как заявил на церемонии открытия трубопровода министр энергетики США Самюэль Бодман, президент США выражает надежду, что пуск БТД будет способствовать экономическому развитию всех стран региона и поможет народу Азербайджана успешнее реализовывать экономические реформы. Президент США выразил пожелание, чтобы реализация такого глобального экономического проекта способствовала независимости стран региона, а БТД станет тем рычагом, который поможет им добиться больших успехов в укреплении своей экономики и усиления демократических норм , - сказано в письме Джорджа Буша, зачитанном министром.

Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) всегда называли скорее геополитическим, чем экономическим проектом. Именно поэтому на протяжении всего времени его реализации возникали проблемы с инвесторами, вопросы по поводу его загрузки, а также стабильности режимов в Азербайджане и Грузии.

Проблемы БТД сохраняются и после его запуска. Во-первых, остается актуальным вопрос о загрузке трубопровода нефтью. Это связано с неурегулированностью статуса Каспийского моря, что в большей степени зависит от России. Для заполнения БТД нужно 10 млн. баррелей нефти в год, а это требует присоединения к проекту Казахстана. Вопреки ожиданиям во время визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Баку договор о присоединении Астаны к проекту не был подписан, хотя, как заявил президент Государственной Нефтяной Компании Азербайджана (ГHКАР) Hатик Алиев, он был согласован на 99%. Скорее всего, присоединение Казахстана - это вопрос ближайшего будущего, хотя одним из сдерживающих факторов для него является политический - вступление в БТД будет означать риск ухудшения отношений с Москвой. Соответственно, другие потенциальные участники - Иран и Россия - по политическим мотивам относятся к БТД скептически. Иран де-факто заморозил два южно-каспийских месторождения, претендуя на 20% шельфа Каспия. Спецпредставитель Ирана Мехди Сафари 24 мая заявил, что Иран против милитаризации Каспия и прохождения трубопровода по дну моря , тем самым выступив против одного из вариантов доставки казахстанской нефти к трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Россия настаивает на использовании действующих трубопроводов Баку-Супса и Баку-Новороссийск. Азербайджану придется обеспечивать и их загрузку, что также скажется на проблеме заполнения БТД.

Во-вторых, сохраняются риски политической дестабилизации в Азербайджане. С одной стороны, режим в Азербайджане не является демократическим, и, тем самым, это дает основания оппозиции надеяться на поддержку Запада в ходе предстоящих в ноябре выборов. Ситуация сейчас в стране накаляется, проходят массовые акции протеста, которые подавляются властями. Однако США ограничиваются рекомендациями создать условия для проведения демократических выборов, не делая явных реверансов в сторону оппозиции, которая в свою очередь весьма разрознена и не имеет своего Ющенко или Саакашвили. Для США сейчас проще работать с нынешним режимом, с которым уже налажены эффективные связи. А это значит, что сценариев Грузии и Украины в Азербайджане пока не предвидится. Однако нынешний режим оказывается под постоянным давлением оппозиции, что может привести к политической дестабилизации, росту активности радикальных сил, для которых нефтепровод оказывается удачной мишенью для диверсий.

На этом фоне сам Азербайджан последнее время заметался между Россией и Западом. Так, президент страны Ильхам Алиев, участвуя в саммите альтернативной СНГ организации ГУАМ, подчеркивал, что отношения с Россией носят стратегический характер. Одновременно он постоянно отмечал, что в Азербайджане нет признаков цветной революции , стараясь оказаться равноправным членом клуба цветных режимов , но при этом не испортить отношения с Москвой. Правда, последнее время появился риск ухудшения российско-азербайджанских отношений: Москва ведет переговоры о выводе военных баз из Грузии и частичной дислокации их на территории Армении, что сразу же вызвало возражения Азербайджана. В то же время сама Армения уже высказала свое негативное отношение к БТД, указав, что трубопровод нарушит баланс сил на Южном Кавказе .

В-третьих, введение в эксплуатацию БТД ведет не только к экономической независимости Азербайджана и Грузии от России, но и к ускорению их геополитического сближения с США, что может вызвать рост конфронтации с Западом на постсоветском пространстве. В частности, уже сейчас обсуждается вопрос об открытии военных баз США на территории Азербайджана. Эксперты американо-израильского центра стратегических прогнозов Статфор сообщают о договоренности Баку и Вашингтона в вопросе дислокации на азербайджанской территории подразделений Вооруженных сил США. По данным, полученным из источника в правительстве Азербайджана, соответствующее решение было принято 12 апреля в ходе визита в Азербайджан министра обороны США Дональда Рамсфельда. Надо сказать, что против военной базы США в Азербайджане выступает также Казахстан, не говоря уже о России. Не исключено, что это стало одной из причин заявления официального представителя США о том, что у них нет планов открывать базы в Азербайджане (впрочем, в данном случае возможно сознательное использование терминологических нюансов - военные объекты в принципе могут не иметь статуса базы). Вопрос о военных базах США актуален и для Грузии, которая отказывается вписывать в российско-грузинский договор о выводе баз пункт о запрете на присутствие военных баз третьих стран, предлагая ограничиться законом, который проще отменить.

Возможность экспорта каспийской нефти в обход России имеет не столько экономический, сколько геополитический смысл. Для США как страны-патрона БТД, наиболее важным здесь является обеспечить собственное военное присутствие, которое позволит закрепить свое влияние в регионе. Для Азербайджана это может означать консервацию его режима, для России и Ирана - дальнейшее сближение с Арменией.

Оригинал этого материала опубликован на «Политком.ру» .

НЕФТЕПРОВОД БАКУ-ТБИЛИСИ-ДЖЕЙХАН ИМЕНИ ГЕЙДАРА АЛИЕВА

Одним из направлений нефтяной стратегии Гейдара Алиева является транспортировка азербайджанской нефти на мировой рынок. С целью реализации проекта основного экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, имеющего стратегическое значение для транспортировки нефти на мировые рынки, обеспечения долгосрочной выгоды Азербайджана, развития широкомасштабного международного экономического сотрудничества и увеличения добычи нефти в регионе были проведены напряженные переговоры, которые завершились успешно. Впервые о строительстве этого трубопровода, как основного экспортного нефтепровода, стало известно на встрече президентов Азербайджана, Грузии и Турции в Трабзоне 26 апреля 1998 г. Все три президента в ясной форме заявили, что основным экспортным нефтепроводом должен стать Баку-Тбилиси-Джейхан, и, таким образом, было принято политическое решение о строительстве трубопровода. 29 октября 1998 г. подписанием президентами Азербайджана, Грузии, Турции, Казахстана и Узбекистана, а также министром энергетики США Анкарской декларации о поддержке строительства основного экспортного нефтепровода по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан была достигнута предварительная договоренность по этому проекту. Результатом этого стало заключение в ходе саммита ОБСЕ в Стамбуле 18 ноября 1999 г. во Дворце Чыраган соглашения о транспортировке сырой нефти по территориям Азербайджанской Республики, Республики Грузия и Турецкой Республики. Соглашение было подписано президентами Г.Алиевым, Э. Шеварднадзе и С. Демирелем. С целью поддержки проекта Баку-Тбилиси-Джейхан, привлечения к нефтяному проекту Казахстана и Туркмении, при свидетельстве США между Азербайджаном, Грузией, Турцией, Казахстаном и Узбекистаном была подписана Стамбульская декларация. Декларацию подписали президенты Г.Алиев, Э. Шеварднадзе, С. Демирель, Б.Клинтон, Н.Назарбаев и С. Ниязов. Логическим продолжением стало начало строительства в Сангачале 18 сентября 2002 г. трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. На церемонии присутствовали главы трех государств - Президент Азербайджана Г.Алиев, Президент Грузии Э.Шеварднадзе и Президент Турции А.Н.Сезер, представитель США по вопросам Каспия Стивен Манн. Таким образом, главный успех автора Новой нефтяной стратегии - общенационального лидера Гейдара Алиева, проект Баку-Тбилиси-Джейхан, стал реальностью.

Стыковка азербайджанской части БТД с грузинской частью произошла в октябре 2004 г. 28 мая 2006 года азербайджанская нефть дошла до Джейхана, и 4 июля первый танкер, загруженный нефтью, отбыл в путь. 13 июля 2006 года в Джейхане состоялась торжественная церемония открытия крупнейшего энергетического проекта XXI века – основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан имени Гейдара Алиева.

На строительство нефтепровода длиной в 1774 км, протягивающегося с Сангачальского терминала до средиземноморского порта Турции Джейхан, было затрачено 4 миллиарда долларов. Оператором проекта является компания bp. Акционерами BTC Ko. созданного для строительства и эксплуатации нефтепровода, являются bp (30,1 %), SOCAR (25 %), Shevron (8,9%), Statoil (8,71 %), TPAO (6,53 %), ENI (5 %), Total (5 %), Itochu (3,4%), INPEX (2,5%), ConocoPhillips (2,5 %) и Amerada Hess (2,36 %).

Нефтепровод БТД предусматривает прокачку 50 миллионов тонн азербайджанской нефти в год. Присоединение Казахстана к БТД позволит этой стране также экспортировать свою нефть на мировые рынки через Средиземное море. В настоящее время посредством этого нефтепровода ежедневно прокачивается более 900 тысяч баррелей нефти. В 2008 году этот объем составит 1 миллион баррелей. С начала эксплуатации БТД до конца 2007 года с порта Джейхан направлено на мировые рынки 36 миллионов 796 тысяч 555 тонн азербайджанской нефти.

В будущем этот нефтепровод позволит транспортировать на мировые рынки не только азербайджанскую нефть, но и станет основным магистральным трубопроводом для стран Шелкового пути и тюркоязычных стран. Выбор маршрута Баку-Тбилиси-Джейхан является убедительной победой нашего общенационального лидера Гейдара Алиева, этот трубопровод вошел в систему нефтепроводов как артерия мира .

Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, кроме того, что имеет большое значение для Азербайджана, Грузии, Турции, в целом Европы и всего мира с точки зрения экономической, политической, а также обеспечения энергетической безопасности, он помимо всего прочего предотвратит чрезмерное нагрузку черноморских проливов Турции.

В результате успешного осуществления Новой нефтяной стратегии , притока крупных инвестиций в нефтяную промышленность, применения современной технологии и оборудования в нефтяных операциях в 1999 г. обнаружено гигантское газоконденсатное месторождение Шахдениз . Акционеры месторождения Шахдениз и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум - ГНКАР (10%), Статойл (25,5%), Би-Пи (25,5%), ТотальФинаЭльф (10%), ЛукАджип (10%), ОЛИК (10%), ТПАО (9%). В связи с обнаружением газоконденсатного месторождения Шахдениз , создалась почва для развития в Азербайджане в XXI веке газовой промышленности, превращения государства в страну-экспортера не только нефти, но и газа. Во время официального визита Президента Азербайджана Гейдара Алиева в Турцию 12 марта 2001 г. был подписан Договор между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой о поставках природного газа Азербайджана в Турецкую Республику, продаже и покупке природного газа . Во время визита в Баку 29 сентября 2001 г. Президента Республики Грузия Эдуарда Шеварднадзе было подписано соглашение О транзите, транспортировке и продаже природного газа через территорию Республики Грузия . 3 июля 2007 года природный газ, добываемый с газоконденсатного месторождения «Шахдениз» в азербайджанском секторе Каспия посредством газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум поступил в систему газопроводов Турции.

Наряду с технико-экономическим значением трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум играют также значительную политическая роль. Эти трубопроводы сблизят народы Азербайджана, Грузии и Турции, принесут в регион мир, стабильность и безопасность, укрепят позиции наших стран на мировой арене.

Источники: http://flot.com/file/show/none/7908, http://www.apn-nn.ru/diskurs_s/429.html, http://www.azerbaijan.az/_Economy/_OilStrategy/oilStrategy_06_r.html

Категория: Архив | Добавил: baku-99412 (2015-09-18)
Просмотров: 1837 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar