Главная » Статьи » Жизнь города

Вся История Девичей Башни В Баку
вся история девичей башни в баку

Тайна Девичьей башни в Баку может быть раскрыта реставраторами

10/06/ [10:31]

БАКУ, 9 июн - РИА Новости, Диана Исаева. Самым величественным и таинственным памятником столицы Азербайджана, без сомнения, является Девичья башня. По утверждению многих историков, визитной карточке Баку около двух тысяч лет, однако и поныне её предназначение остается загадкой для исследователей. Уникальный и неповторимый образ, гигантские размеры и расположение у самого берега моря наводили ученых на самые различные предположения о времени и цели строительства мощного каменного сооружения. Высказывались гипотезы об астрономическом, религиозном и оборонительном значении башни.

Со временем море отступило, рядом с Девичьей башней археологи обнаружили множество останков древних людей, следы их трудовой и военной деятельности, что отодвинуло время ее возведения в VI-V века до нашей эры. По одной из научных версий, башню начали возводить предки азербайджанцев для культово-религиозных целей.

Специалисты говорят, что Девичья башня, включенная ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия человечества, была построена не сразу, а с большими перерывами, как известный Кельнский собор, который строился с XII и почти до XVIII века.

К сожалению, в советские времена во время реставрационных работ были изменены некоторые элементы конструкции, поскольку реставраторы использовали грубый известковый кубик и цементный раствор, что пагубно сказалось на внешнем виде. Потрудилось и время - некоторые камни башни попросту выветрились за прошедшие столетия.

Памятник нуждается в срочной реставрации, считает заместитель директора азербайджанского представительства австрийской компании Erich Pummer GMBH реставратор Чингиз Нейманзаде.

Мы начали с наиболее поврежденного участка, это северная часть, остатки старой городской стены, которая примыкала непосредственно к Девичьей башне. При реставрации и консервации используются специальные материалы, рецептура которых была разработана на основе наших исследований в Австрии и Германии. Для того чтобы во внешнем облике Девичьей башни не было никаких ощутимых зрительных изменений, мы очень часто применяем добавки из местных строительных материалов, которые, вполне вероятно, использовались строителями при возведении этого памятника , - отмечает реставратор.

По его словам, привезенный ими материал по своим физико-механическим свойствам почти не отличается от того, из чего изначально была построена башня.

Нейманзаде признал, что нет ни одной четкой теории, которая базировалась бы на строгих научных фактах, о принадлежности Девичьей башни. В ближайшее время в Баку приедет специальная группа исследователей, которая применяет георадар, позволяющий на очень большой глубине с помощью специального излучения ощупывать сооружения и определять наличие пустот, скрытых потаенных комнат и помещений, что может натолкнуть на дополнительные исследования происхождения башни. А по завершении работ мы сможем предоставить информацию, которая позволит конкретизировать ее историю , - отметил ученый.

Erich Pummer GMBH, которой была доверена реставрация памятника, приступила к работе еще в августе 2008 года. В том же году были взяты первые пробы из тела башни для определения физико-механических и химических свойств как самого камня, так и кладочных растворов. Непосредственно сама реставрация началась в конце марта этого года. Работы планируется завершить к октябрю года.

О чем молчит Гыз галасы? Девичья башня

Почему нас так манит прошлое? Откуда это в нас?

Говорят, что когда-то, на Земле не было Времени. Была лишь, - Вечность. Но, потом время человечеству установили. Как спидометр на автомобиль. Разделив Вечность на - прошлое, настоящее и будущее. Чтобы каждое - уходящее в прошлое мгновенье жизни приобрело особую ценность от своей неповторимости. И, чтобы живущие - на Земле, в осознании не вечности своего пребывания здесь, стали больше ценить отпущенное им на это - время. И главной ценностью жизни стала бы сама - Жизнь.

Прошлое…. Часть человеческой жизни. Прошедшая часть. Та, в которой уже все свершилось. И от того - самая безопасная часть нашего времени. Куда мы возвращаемся в поисках ответов на вопросы выставляемые нам - настоящим. Туда, где нам было хорошо или плохо. Где все плохое мы, преодолев, оставили позади. Возвращаемся за опытом. И опыт прошлого заключенный в короткой фразе, - Все проходит, - произносимой нами то с благоговейной печалью, а то - с надеждой на лучшее, подкрепляет нас силами - идти свой путь дальше. Прошлое…. Часть тебя. Твоих мыслей, чувств, желаний. Ушедших в историю, поселившихся в памяти….

Лейла Сабзали.

Страна огней. Именно так и переводится название – Азербайджан , изначально на языке древних албан – предков современных азербайджанцев, звучащее как - Атурпатакан, что переводится как- страна Атура – бога воинской доблести и огня.

И – не удивительно! Весь Апшеронский полуостров горел газовыми факелами на протяжении многих тысячелетий. Став жизнью и религией народа населявшего эти земли. на долгие, долгие века….

Первые письменные упоминания о священных огнях Азербайджана встречаются в исторических источниках, относящихся к 395 году до н.э. в связи с приходом воинственных гуннов в Переднюю Азию, в том числе и в Мидию - нынешний - Южный Азербайджан, расположенный на территории Ирана.

Бытует мнение, что современным своим названием Азербайджан обязан арабским завоевателям, пришедшим на его территории в VII веке. АдарБадАган - так называли арабы один из вилайятов своей империи - Арранский вилайят, располагавшийся на территории двух сегодняшних Азербайджанов - Южного(Иранского) и Северного(современного Азербайджана). Именно так они произносили название древней страны, искореняя все, что могло идти вразрез с политикой Арабского Халифата, предавая забвению древнейшую культуру покоренной страны с непокорным народом. А уже из арабского Адарбадагана , по мнению некоторых историков, в результате лексических изменений и возникло название - Азербайджан .

Одним из первых государственных образований, относящихся приблизительно к 9-8 тыс.дон.э а может и раньше, на территориях современного Азербайджана в исторических источниках отмечается страна каспиев - легендарная Каспиана. Южнее - располагалось еще одно государство - древняя Мана. В период античности на этих территориях возникнут Кавказская Албания и Атропатена.

Сказочные богатства - выгодное географическое положение, обширные территории на плодородных землях в низменности Кура - Аракского двуречия, нефтяной берег Каспийского моря, торговые пути проходящие по этой территории и выход к морю, - все это сыграло своеобразную роль в судьбе древнего Азербайджана. На протяжении практически, всей своей многовековой истории бывшего ареной для многих значительных исторических событий. Событийной насыщенностью и динамичностью исторического сюжета вызывая интерес у многих историографов мира, начиная с самой глубокой древности. Оставивших нам множество исторических свидетельств о древней стране, о ее духовной неповторимости и культурной уникальности.

В истории мировых цивилизаций сложилась закономерность - чем дальше проникаешь вглубь веков, тем больше возникает вопросов. История Азербайжана в этом смысле, не составляет исключения. И возможно потому к истории Азербайджана до сих пор осталось так много вопросов. И один из них, - О чем молчит Гыз Галасы ?

Бакинская Девичья башня – Гыз галасы.

Почему автором делается уточнение о месте нахождения башни? - Не случайно. Башен с аналогичным названием по миру не так уж и мало. Есть - в Крыму, в Стамбуле. Есть - в Таллине, в Белгороде-Днестровском, на Украине, в Германии и.т. д. и.т.п. В основном, - на территориях Европы. И все как одна, – Девичьи. И у каждой есть щемящая, полная драматизма легенда. В конце которой обязательно несчастная девушка прыгает с вершины башни в мутные потоки горной реки, в волны бушующего моря или – разбивается о скалы. Из-за трагической или неразделенной любви, разумеется. Что может создать, в общем-то, неоднозначное мнение о представительницах прекрасного пола этой возрастной категории тех эпох. Или навести на мысль о - явно мужском авторстве всех этих душещипательных легенд о депрессивных героинях.

И все же, почему – Девичьи? Возможно, в дань какой-то моде, основанной на какой-то традиции? Иначе невозможно было бы объяснить все эти странные ассоциативные казусы с отождествлением невинных нежных созданий с каменными колоссами. Оказывается,- есть такая традиция! Да еще со времен античности. Помните печальную историю о несчастном влюбленном юноше Леандре к - волнительной Геро - жрице богини Афродиты? Дав обет безбрачия, жрица храма Любви, тем не менее, нарушала его, принимая под покровом ночи в своих башенных покоях посреди моря возлюбленного. И о том, как возлюбленный, еженощно сдавая нормы ГТО по плаванью, однажды – не доплыл? Не шутки, все же, - через Дарданелов пролив! Чем эта история закончилась, думаю, многие знают, а кто не знает, - догадались…?

Ну, а если - серьезно, то, помимо названия, все перечисленные башни объединяет еще кое-что. Все эти сооружения были построены во времена мрачноватого средневековья. И все они были – сторожевыми. Почему – античная легенда в – средневековой Европе? – Мода! Там в те времена была мода на все - античное. Турниры, гобелены, гербы, скульптура и … античная поэзия. И все же,- почему, – Девичьи? Оставим в покое вкусовые пристрастия средневековых романтиков и вспомним о реалиях тех целомудренных времен. И окажется, что - не покоренная неприятелем сторожевая башня в средние века считалась – «девственницей»! То есть, - не побывавшей ни в чьих руках! Вот такие они - нравы средневековья!

Что же касается нашей - Девичьей…? И стоит она, вроде, не в Европе…? Откуда у девы античная грусть? Думается мне, что название это наша башня получила, возможно, что и в средние века. А возможно, что и позже. Возможно, даже - гораздо позже, с момента проникновения в восточные традиции Азербайджана европейского мышления…? Хотя…? Впрочем, это всего лишь, домыслы автора. А вот, что касается времени ее создания и - главное - предназначения…? То тут вопросов больше, чем ответов.

Легенда о бакинской Деве

(С привкусом зороастризма. Скорее всего, периода реставрации зороастризма после двухвекового эллинизма принесенного на земли древнего Азербайджана Александром Македонским(Искандером). В ней чувствуется неприятие некоторых канонов преобразованного зороастризма. Возможно, она была создана и в другие времена, под влиянием раннего христианства или даже - Ислама. ).

Полыхал огонь на вершине башни построенной ханом для любимой дочери - луноликой Гюльзар. И в доме у хана играла свадебная музыка. Вот уже два полных круга совершила Земля вокруг благословенного Солнца, два раза он встретил Новруз с тех пор, как не стало его голубки-жены - прекрасной Зумруд. Долгое вдовство не угодно богам. И хан решил взять новую жену. Но, ни одна из женщин не смотрела так, как Гюльзар – его родная дочь. Только в ее глазах он видел сиянье глаз Зумруд. Обычай позволял взять в жены дочь. Нужно было только принести жертвы Анахит и получить от нее благословение. Он сделал это. И боги благословили его. Только Гюльзар – дочь его не желала покориться воле богов. И мучила его, оттягивая срок свадьбы. По ее просьбе он нанял зодчего и лучших ремесленников для строительства башни на высокой скале посреди моря. Но, жертвы не были напрасными, и сегодня он войдет в опочивальню Гюльзар.

Услышав шаги отца, поднимающегося по лестнице в ее опочивальню, Гюльзар заметалась как раненная птица. И, словно птица, легко вспорхнув по лестнице, оказалась на самом верху башни. - Этому – не бывать! – подумала Гюльзар и горько заплакала. Она плакала о своей несчастной доле – стать женой родного отца. Она плакала о любимом Ровшане - сыне индийского купца, с которым мечтала соединиться судьбой. И боги ее мечтам не противились, иначе не вложили бы в ее душу столько любви. Услышав приближающиеся шаги ненавистного отца, она воздела руки к небу и… - спрыгнула с вершины башни в черную пучину моря. Вода подхватила ее маленькое хрупкое тело и ударила о скалы. С тех пор минуло много веков, но и в наши дни, в последний день перед Новрузом, особенно в полнолуние, на вершине башни можно увидеть молодую деву. Стоящую в сияющих белых одеждах на самом краю башни, готовую в любую минуту с нее спрыгнуть. Вот такая вот, легенда…. Да, к слову - башню после этого случая стали называть – Девичьей.

A’propos,

- Сасанидский царь Иездигерд (439-457г.н.э.) в период реставрации зороастризма в Древнем Иране (частью которого были и территории Азербайджана) внес некоторые дополнения в каноны той религии, постановив, – отцам жениться на дочерях, братьям – на сестрах.

Гыз Галасы – сторожевая башня…? Маяк…? Или…?

Гала или - кала – слово - у всех тюркоязычных народов в том или ином произнесении воспринимаемое сегодня как синоним слов – крепость или - башня. Однако, в первооснове своей слово имело несколько иное смысловое значение. Кала - ритуальное место горения священного огня.

На возвышенности, недалеко от берега моря, в центре Баку, а точнее,- на окраине старой крепости Ичари Шехер, в юго-восточной ее части высится Девичья башня. Величественная, загадочная, окутанная ореолом таинственности, легендами и мифами. Внушающая мистический страх. Возможно, из-за неповторимости своего архитектурного облика, аналогов которому нет на всей нашей планете? Возможно, из-за неразрешимости заключенной в ней загадки, которую, вот уже несколько столетий пытаются разгадать историки и архитекторы мира. И главные из них - время ее создания и – цель.

Куфическая надпись на башне с фасадной ее стороны, гласит,- «Гоббе. Масуд, сын Дауда». Казалось бы,- чего уж проще? Башня с - автографом. Имя создателя - есть. Правда, имя это в свое время вызвало в среде ученых массу разночтений. Между архитекторами и историками. Первые считали, что уважаемый Масуд был зодчим, по традиции оставивший автограф на своем творении. Историки же приписывали создание башни некоему правителю - пожелавшему примазаться к славе - на века. Время по такой надписи тоже определить не сложно, арабской вязью на земле Азербайджана стали писать примерно, с конца VII-го - начала VIII – го вв. нашей эры. С приходом арабов, а точнее, с того времени, когда Азербайджан стал одной из провинций Арабского Халифата. Вот и решено было ученым миром в конце XIX века - башню считать – порождением средних веков и, -почему-то,(?) - XII века. А - зодчий или правитель. – не суть важно. Главное – определились. Но, вот, что это за слово такое, - «Гоббе»? Правда, в тот период его, почему-то, прочли как – «Кале» - крепость. С кем не бывает? – арабская вязь. Ну, случается такое в истории, когда слово прочитывается так, как исследователю подсказывает интуиция. И только спустя столетие известный азербайджанский историк Сара Ашурбейли прочла слово так, как оно было написано – «Гоббе»! Так вот, слово это в арабском языке имеет несколько схожих по смыслу значений, - «купол», «свод» и даже – «небесный свод». Дальше – еще интересней! Слово это обычно писалось на могильных плитах правоверных мусульман средневековья, дабы, новопреставившийся направлялся бы прямиком к тому самому - «небесному своду». И,- не дай Бог – в ад! Это открытие вызвало переполох в научном мире. К башне присмотрелись повнимательней и… оказалось, что, действительно, камень с надписью был вставлен в уже готовое сооружение гораздо позже, чем оно было построено. О чем свидетельствует - отличие его от остальных камней кладки башни и по размеру, и по методу обработки, да и по связующему материалу. Кладка башни из мелкого, величиной с полкирпича камня, когда в средние века камень на Абшероне уже тесали по-крупному - технологии были более передовыми - средневековыми. Возможно, камень вставили в заполошные средние века, когда башню чинили, закрывая поверхностные повреждения от пушечных ядер( на внутренней поверхности пятиметровой, по толщине стены, кладка осталась не поврежденной)…? А почему камень от надгробной плиты? - Неизвестно. Возможно ремонт производился - в условиях войны…? А неподалеку было разрушенное кладбище…? Кто - знает?

В условиях войны…. Для чего понадобилось строить этот колосс на прибрежной скале, омываемой волнами бушующего моря? - Ответ, вроде, ясен - сторожевая башня. Призванная - охранять город от нашествий неприятеля с моря. Вот тут - стоп! Гыз галасы долгие века поражала воображение не только своей внушительной архитектурной мощью, но и… своей сильной закопченностью. Нет, не от общей загрязненности воздуха славного нефтяного мегаполиса - города горящих священных газовых и нефтяных факелов. Иначе копоть на башне в городе, где ударяют ветры (перев. с арабск. Баде -Кубе - Баку) легла бы ровным, однородным слоем, более сгущаясь с подветренной стороны. На старых рисунках башни, вплоть до начала XIX-го века(времени глобальных реставрационных работ в башне) вполне отчетливо видно, что копоть на древней кладке башни локализовалась вокруг башни – на семи ее ярусах, в местах, где горели факелы. Вплотную к башенным окнам, которые долгое время отечественными историками было принято считать - бойницами( к этому еще вернемся). И – на самом верху башни. Так что же там такое происходило? На «Семиглавой башне»? («Семь неугасимых огней горели на ее вершине» - Моисей Хоресcкий Vв). Теперь – вопрос,- Чтобы наблюдать с нее за возможным противником, зачем же было «светиться»? К тому же, так - эпатажно - ярко? Разноцветными огнями? (из многих исторических источников - известно, что каждый из семи ярусов башни светился своим цветом). Освещать – бойницы? Подведя к окнам на всех этажах и – на вершину башни – глиняный газопровод, остатки коего имеются внутри башни? Вот уж, по меньшей мере – неразумно. Ну, не хочется плохо думать о своих предках. Средневековая -сторожевая…? Допустим, но, где же средневековые фортификационные сооружения? Или хотя бы остатки от них? Или - упоминания в старых документах? Где - мерлоны, машикули, сливные окна, наконец, для горячей смолы или - нефти? И что это за бойницы такие? Устремленные в небо. Из которых не видно земли? Да еще ярко освещенные газовыми факелами. Стрелять из них. В небо. Или атаковать неприятеля с верхней башенной площадки восьмиэтажного здания? В условиях бакинских сильных ветров, во сто крат усиливающихся на открытой верхней площадке? С - такой высоты да – из средневекового оружия - стрелами и дротиками? Стрелы бы попросту не долетали до места назначения, относились бы ветром. И что за неграмотный зодчий осмелился такое построить в средние века для защиты города? Тогда, как в этот же исторический период по всей территории Азербайджана уже было построено достаточно защитных сооружений, выполненых по всем соответствующим канонам. Да и заказчик – куда смотрел? И зодчий - не был казнен? В лучших традициях тех времен, где все еще работал закон шумерского царя Хаммурапи(XVIII в. до н.э), согласно которому, зодчего, не справившегося с задачей следовало – пытать и предать смерти. Не в пример – нашим - безответственным временам…. По крайней мере, подобных назидательных историй в устном народном творчестве в виде - легенд - о казненном зодчем–вредителе что-то, не припоминается.

– В XVIII-XIX вв. башня была маяком, - скажет кто-то из скептиков. - Допустим, но, - Маяк…? Такой величественный? С толщиной стен в – пять метров? Когда в средние века каменные башенные строения на территории Абшерона строились с толщиной стен в – два метра? И почему у маяка – семь освещенных ярусов? Когда достаточно было - освещенного верха башни? Так, – сторожевая или – маяк? Думается мне, что – ни то, ни - другое. То есть, в этих качествах ее можно было использовать. При условии, - сторожевую - не освещать так уж призывно - ярко. Да и то, больше для укрытия под ее толстыми стенами, чем для отражения нападения неприятеля. Можно! Использовать – гораздо позже. Позже, чем она была построена. Построена – с другой целью. Но, вот, - с какой? И главное – когда? Вот и вернулись – на круги своя. Да, уж, действительно, - окутанная ореолом…. Старая … Дева…!

Еще одна легенда о бакинской Деве. Тоже с привкусом зороастризма. Но,- более раннего.

Девяносто дней шла осада священного Багуана. Под покровом темноты все жители города Бога собрались на берегу Кульзум-Дениз у ворот храма златоликого Ахура Мазды. Где всю ночь верховный жрец – мобедан Егирванд совершал священный обряд и молился богам в храме с затухающими огнями. Обращаясь к великому богу Добра и Мудрости, он просил его лишь об одном – о спасении священного города от полчищ захватчиков, чьи корабли, выстроившись в ряд, готовились к утренней атаке на город. Молил он Мазду и о том, чтоб священный огонь не осквернился руками нечестивцев. И, чтобы священные капища в домах верных слуг богов не погасли. Он говорил и с другими, богами, и те внимали ему. Под утро, выйдя из храма к народу своему - огнепоклонному, мобедан Егирванд объявил волю богов,- Врагу – быть убитым. И падет он от рук невинной девы. Наутро, на вершине храма явилась прекрасная дева окруженная огненным сиянием. Платье на ней было из огня, прекрасные огненные волосы обрамляли прекрасное, полное решимости, лицо. Рука девы сжимала огненный меч. И провозгласил верховный жрец, - Спаси храм и священный город огненного бога, порождением которого являешься и ты! И взмыла в воздух – огнесияющая, и полетела с мечом в руке на могучего врага - полководца - Нур-Эддин шаха. И сразила его насмерть, исполнив предначертанное богами. Но, вонзая свой меч в грудь врага, была поражена любовью к нему - молодому и прекрасноликому. От горя дева вонзила свой меч туда, где наполненное любовью и болью, билось горячее девичье сердце. Огненная душа девы покинула прекрасное тело и вернулась в храм. Семь дней и семь ночей выли сильные ветры - хазри и гилавари. И угасли священные огни в храме. Но, загорелись в семи фарсангах от него. И остался храм без огня. С тех пор он зовется - Гыз Галасы, то есть – Девичья башня. Иногда душа девы обитающая в погасшем храме вместе с легким ветерком летит на море - искать любимого. И, не найдя его, призывает злые ветры поднимающие на море шторм.

A’ propos,

- В VII-VI вв до н.э в районе города Баку произошло разрушительное землетрясение, совпавшее по времени с осадой на город войсками – Нур –Эддин Шаха. И на территории Баку в результате смещения грунта в нескольких местах был перекрыт выход газа на – поверхность - «И – погасли священные огни храма, но, зажглись – в семи фарсангах» – в местности, которая до сих пор называется – Сура – ханы. Где долгое время, вплоть до 1902 года горел огонь в храме Священного огня.

Продолжение следует.

Copyright: Лейла Сабзали. 2008

Рецензии

Очень познавательное произведение. Приятно узнать, что вы не только красивый душой человек, но ещё и умственно развиты. Интересуетесь историей родных и близких вам мест в этом мире.

Сейчас мало кто, наподобие вам, интересуется истории и старинными легендами, а зря! Теряя свои корни и культуру - люди всё больше теряют душу! Всё больше становится ничем не интересующихся пустых людей, которые как зомби с головами набитыми пустотой и суетой.

Спасибо вам, что несёте просвящение в массы и пытаетесь заинтересовать народ! Уверен, ваш интерес и вдохновение не может не передаться хотя бы части ваших читателей!

Желаю вам творческих успехов!

Это я написала очень давно. К сожалению, так и не выложу никак окончание. История меня всегда интересовала, в особенности, история древнего мира. Если будет интересно, читайте мое - новое. Здесь выложены главы из книжки Откровения сакрального Гобустана . Думаю, что это более интересней.

Источники: http://novosti.az/video/0610/296080778.html, http://www.proza.ru/2008/05/16/268

Категория: Жизнь города | Добавил: baku-99412 (2015-09-17)
Просмотров: 748 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar