Главная » Статьи » Справочник

Второе Баку В Четв Ртой Пятилетке
второе баку в четв ртой пятилетке

Новости

В начале первой пятилетки в 1929 г. была открыта нефть в Верхне-Чусовских Городках, затем в 1934 г. в г. Краснокамске. В 1932 г. настойчивые поиски нефти привели к открытию Ишимбаевского нефтяного месторождения. В тридцатых же годах промышленная нефть найдена в Сызрани, Бугуруслане и Туймазах. Этим самым была решена задача, поставленная в отчете ЦК ВКП(б) перед XVII съездом партии Взяться серьезно за организацию нефтяной базы в районах западных и южных склонов Уральского хребта .

Эти открытия послужили материалом для исторического решения XVIII съезда партии: создать в районе между Волгой и Уралом новую нефтяную базу - Второе Баку .

Для Урала нефтяная промышленность явилась совершенно новой и незнакомой отраслью народного хозяйства, поэтому первые кадры работников были приезжие люди, главным образом с юга Союза. Естественно, встал вопрос: для дальнейшего развития нефтяной промышленности нужны местные кадры из среды уральской молодежи, привыкшей к природе и суровому климату Урала.

Для выяснения вопроса о возможности подготовки местных кадров в мае месяце 1938 года в Пермь приехал ответственный работник Наркомтяжпрома В.И. Иванов, который убедился в необходимости создания постоянного учебного заведения, готовящего кадры нефтяников.

По договоренности с местными организациями В.И. Иванов предложил организовать нефтяной техникум и возглавить его директору Пермского Филиала Уральского института хозяйственников и повышения квалификации ИТР В.М.Васильеву.

В июне месяце 1938 года состоялось решение Наркомата тяжелой промышленности об открытии в г. Перми нефтяного техникума с подготовкой специалистов по:

1. Геологии и разведке нефтяных месторождений

2. Бурению нефтяных скважин

3. Эксплуатация нефтяных месторождений.

Наркоматом было намечено, что первое время техникум будет работать на базе филиала Института хозяйственников повышения квалификации ИТР, размещенного в г.Перми на ул.Ленина, 11.

Несмотря на то, что приказ ГУУЗа НКТП, уточняющий организацию техникума и назначение директора, вышел только в июне месяце (от 13 VI -38 r. за № 33/423), 1 сентября 1938 года Пермский нефтяной техникум начал учебные занятия на всех 3-х отделениях.

Молодежь Прикамья очень живо откликнулась на объявление об открытии нового техникума. Правда, пермские ребята скептически говорили: Новый техникум открывается, будет готовить каких-то керосинщиков . Но к 1-у августа на 90 вакантных мест было подано более 200 заявлений. Необходимо отметить, что большую помощь дирекции в привлечении молодежи в техникум оказал Пермский горком ВЛКСМ и трест Прикамнефть .

В результате проведенных в августе месяце приемных экзаменов на 1-й курс было зачислено из 200 экзаменующихся 95 человек: 31 геолог, 31 буровик, 33 эксплуатационщика.

Первыми преподавателями были:

- по математике - А.В.Ганицкий и В.М.Васильев,

- по химии - И.А.Удинцева,

- по черчению - С.Л.Анцелевич,

- по истории СССР - К.Я.Вотинова и вскоре ее сменившая И.А.Драч,

- по литературе - Н.Г.Конюхова,

- по физике - С.А.Прочваров.

Заместителем директора по учебной части был утвержден Наркоматом инженер Соковнин М.А. преподававший теплотехнику.

С 1-го сентября 1938 года начали работать в техникуме:

- заведующим хозяйством - И.Ф.Новокшанов,

- бухгалтером - З.С.Соловьева,

- секретарем - В.С.Никитина,

- библиотекарем - А.А.Иванова.

Особым периодом в истории колледжа стали годы Великой Отечественной войны.

20 июня 1941 года техникум закончил учебный год. Коллектив преподавателей и учащихся отметил окончание учебного года 22 июня отдыхом на реке Гайве. После отлично и весело проведенного воскресного дня, коллектив узнал о нападении на СССР гитлеровской Германии.

Буквально на другой же день вся работа техникума была перестроена. За годы войны на фронт ушло 5 преподавателей и 108 студентов.

Именно на годы войны выпал 1-ый выпуск студентов. Это было 5 января 1942 года.

В годы войны, особенно в 1941-1943 гг. техникум был вынужден работать по собственной инициативе, самостоятельно перерабатывая учебные планы, программы, сроки и содержание учебных и производственных практик.

В марте 1943 года директор техникума В.М. Васильев был вызван в Москву, где и выступил с обстоятельным докладом о работе техникума в 1941-1942 гг. На совещании работа техникума получила положительную оценку. Приказом наркома нефтяной промышленности директор техникума Васильев В.М. за отличную работу по подготовке инженерно-технических кадров был награжден знаком Отличник социалистического соревнования наркомнефти СССР , а несколько месяцев спустя Указом Верховного Совета СССР был награжден орденом Знак Почета .

В здании Пермского филиала Уральского института хозяйственников и повышения квалификации ИТР нефтяной техникум работал до 1975 года. А в 1975 году он переехал в новое здание, в котором мы с вами находимся сейчас.

B 1983 году по просьбе объединения Пермнефть открыта новая, одна из самых перспективных специальностей - Эксплуатация нефтяных и газовых скважин , появилось заочное отделение.

К 50-летию Пермского нефтяного техникума в 1988 году был создан музей колледжа.

В 1990 году - открыт Ижевский филиал.

В 1993 году Пермский нефтяной техникум получил статус колледжа.

За годы работы колледж подготовил большой отряд специалистов для нефтяной промышленности, более 10 тысяч выпускников колледжа с благодарностью вспоминают своё учебное заведение и своих наставников.

В 1993 году появились две первые коммерческие группы по специальности Бухгалтерский учет и контроль .

В 2000 году - открыт Игринский филиал.

В 1999/2000 учебном году Пермский нефтяной колледж является одним из лучших учеб ных заведений среди 84 образовательных учреждений Мини стерства энергетики РФ. Он награж ден Почетной грамотой за первое место по итогам рейтинговой оценки деятельности техникумов и колледжей Министерства топлива и энергетики РФ.

С 1982 по 2006 годы Пермским нефтяным колледжем руководила Кокшарова Лилия Александровна, заслуженный учитель России, награждена орденом Дружбы народов

В 2007 году по результатам рейтинговой оценки деятельности колледжа за 2006-2007 учебный год в соответствии с критериями Рособразования (Письмо Рособразования от 26.06.2007 г. №1050/12-17) Пермский нефтяной колледж занял почетное 57 место среди 820 образовательных учреждений, подведомственных Федеральному агентству по образованию.

В 2008 году колледж получил достойную оценку деятельности по подготовке высококвалифицированных специалистов среднего звена в условиях совершенствования и развития образовательной среды на базе внедрения инновационных образовательных технологий, информационно-ресурсного обеспечения и развития социального партнерства в 2007-2008 учебном году и был награжден 08.06.2008 г. Грамотой Ассоциации средних специальных учебных заведений топливно-энергетического комплекса России.

В 2008 году колледж получил высокую оценку работы внешними экспертами в период комплексной оценки образовательной деятельности с 25 по 28 ноября 2008 г. (Распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1875-05 от 10.11.2008 г.).

С 2009 года возобновлен прием студентов на базе основного общего образования.

В конце октября 2010 года в Санкт-Петербурге были подведены итоги конкурса 100 лучших СПО и НПО России по итогам 2010 года. Мероприятие было приурочено к 70-летию создания системы профтехобразования России и проводилось одновременно с V Всероссийской конференцией Проблемы и перспективы развития среднего и начального профессионального образования в России . В работе конференции и финальной части конкурса приняли участие более 200 человек из более чем 65 регионов страны.

Конкурс среди лучших учреждений профессионального образования России проводится несколько лет и ставит перед собой цель выявить наиболее успешные учебные заведения России в области начального и среднего специального и профессионального образования.

Организатором конкурса выступает Независимый общественный совет, в состав которого входят руководители и представители Союза директоров учреждений НПО и СПО России, профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, Международной академии качества и маркетинга и другие независимые общественные организации. Конкурс дает возможность на основе независимой оценки определить результаты образовательной, административной и хозяйственной деятельности учебных заведений, готовящих базовые кадры для российской промышленности, придать этим результатам общественное звучание и таким путем повысить авторитет организаций-лауреатов и системы специального и профессионального образования в целом.

ФГОУ СПО ПНК стал лауреатом конкурса 100 лучших ссузов России 2010 , награжден золотой медалью, почетным знаком и грамотой.

Директор колледжа Марахтанов Олег Михайлович награжден почетным знаком Директор года , а также юбилейной медалью 70 лет профтехобразованию России — за вклад в развитие профессионального образования, высокий профессионализм и плодотворный труд .

Сегодня Пермский нефтяной колледж - это 1 филиал, 2 очных дневных отделения и 5 специальностей, заочное отделение. Всего 32 группы, из них - 16 на бюджетной основе, 28 групп имеют базовый уровень, 4 - повышенный уровень, всего в ПНК 775 студентов.

  • Каракас — политика.
  • Венесуэла — нефтедоллары.
  • Анонс

    Кратко

    Подробно

    Polpred.com Обзор СМИ . Архив важных публикаций собирается вручную. База данных с рубрикатором: 53 отрасли / 600 источников / 9 федеральных округов РФ / 235 стран и территорий / главные материалы / статьи и интервью 8000 первых лиц. Ежедневно тысяча новостей, полный текст на русском языке. Миллионы сюжетов информагентств и деловой прессы за 15 лет. Интернет-сервисы по отраслям и странам.

    Деловые статьи и интернет-сервисы

    1. Новости. Обзор СМИ

    Реклама

    § 2. Индустриализация

    Основой первого пятилетнего плана стала обширная строительная программа. Новое строительство поглотило безработицу (1365 тыс. человек на 1 октября 1928 г.) и аграрное перенаселение (около 9 млн человек по оценкам на середину 1920-х годов). В 1931 г. была закрыта биржа труда и торжественно провозглашено отсутствие и недопущение впредь безработицы. С 1927 по 1930 г. в СССР было сдано в эксплуатацию 323 новых предприятия. В одном только 1931 г. введено в строй 518 первенцев отечественной индустрии (по одному — два в день). Создавались новейшие по тем временам промышленные комбинаты с десятками производств — автомобильные и тракторные, заводы тяжелого машиностроения, электростанции, металлургические и химические комбинаты. Однако удвоения и утроения темпов промышленного развития (по сравнению с запланированными) не получилось. К примеру, чугуна в СССР в 1928 г. было произведено 3,3 млн т, в 1932 г. планом предусматривалось поднять производство до 10 млн, а по “поправкам” Сталина до 15-17, фактически же произведено 6,1 млн т. По тракторам были аналогичные цифры (тыс. штук): 1,8, 53, 170 и 50,8 по автомашинам — 0,8, 100, 200 и 23,9.

    Искусственное взвинчивание темпов роста промышленности привело к серьезному нарушению баланса между отраслями. Распыление ресурсов на строительство не предусмотренных планом объектов не могло быть компенсировано только энтузиазмом строителей нового общества. Новостройки создавались в тяжелейших условиях: не хватало механизмов, строительных материалов, инженеров и техников. Однако большевикам удалось создать обстановку вдохновенного труда. Строители, мечтавшие через четыре года преобразить новостройки в “город-сад”, жили в наскоро построенных бараках и землянках, скудно питались, не имели подобающей одежды. Почти каждый индустриальный центр имел район трущоб, называемый “Шанхаем”. Материальные трудности испытывали не только рядовые труженики, но и “номенклатура”. Хрущев писал: “В 1913 г. я лично (в то время квалифицированный рабочий. — Авт.) был обеспечен материально лучше, чем в 1932 г. когда работал вторым секретарем Московского комитета партии”. Тем не менее новые заводы строились в невиданно короткие сроки. В июне 1930 г. был введен в действие Сталинградский тракторный завод, построенный за И месяцев, в январе 1932 г. опубликован рапорт о вводе в строй Нижегородского автомобильного завода, построенного и смонтированного за 17 месяцев.

    Большой проблемой оказалось освоение новых предприятий. За пятилетку численность рабочих в стране более чем удвоилась (в 1928 г. в промышленности, строительстве и на транспорте было 4,6 млн рабочих, в 1932 г. — 10 млн), но многим из них катастрофически не хватало квалификации: вчерашние строители и землепашцы с трудом осваивались с непривычной заводской техникой. Запускать новые предприятия помогали специалисты из других стран. Немаловажное значение имели вновь используемые материальные стимулы (индивидуально-целевая оплата труда, премии за сэкономленное сырье, материалы, инструменты). В последующем возобновилось движение хозрасчетных бригад, поощрялся труд ударников обеспечена была поддержка движению за передачу передовыми рабочими своего опыта молодежи и отстающим, названное изотовским по имени его зачинателя — донецкого шахтера Н. А. Изотова.

    Индустриализации СССР “помогал” совпавший с советской пятилеткой мировой экономический кризис, начавшийся в “черный четверг” 24 октября 1929 г. с обвала курса акций на нью-йоркском рынке ценных бумаг. Кризис длился до 1933 г. когда падение производства несколько приостановилось, и он перешел в фазу депрессии. В условиях кризиса запреты на продажу стратегических товаров было трудно контролировать, Советский Союз имел практическую возможность закупать оборудование, приглашать на работу специалистов и квалифицированных рабочих.

    В ходе индустриализации осуществлялась реорганизация управления промышленностью. Начало ей положило принятое 5 сентября 1930 г. постановление ЦК ВКП(б) “О мерах по упорядочению управления производством и установлению единоначалия”. Совершенствовалась система ВСНХ, однако с расширением производства он становился все более громоздким и малоэффективным. Поэтому в январе 1932 г. был преобразован в наркоматы: тяжелой промышленности (нарком Г. К. Орджоникидзе, после его смерти — В. И. Межлаук), лесной (С. С. Лобов) и легкой (И. Е. Любимов). В числе крупных организаторов производства были также М. Л. Рухимович, А. П. Серебровский, И. В. Косиор, А. И. Микоян. Широкую известность в стране имели такие руководители крупных строек и производств, как А. В. Винтер и И. Г. Александров (Днепрогэс), И. П. Бардин (Кузнецкий металлургический комбинат), А. П. Банников (Уралмаш), А. М. Бодров (1-й государственный подшипниковый завод в Москве), А. П. Завенягин (Магнитогорский и Норильский металлургические комбинаты), И. Ф. Тевосян (объединение заводов “Спецсталь”).

    Достигнутые в экономике успехи позволили уже в январе 1933 г. объявить о выполнении пятилетки за 4 года и 3 месяца. В строй действующих за это время вступили 1500 крупных предприятий. Значит, в стране каждый день вводилось в действие новое предприятие. Удельный вес производства средств производства в валовой продукции промышленности поднялся до 53% в 1932 г. против 39,5 — в 1928-м. За пятилетку заново созданы тракторостроение, автомобильная промышленность, станкостроение, авиационная промышленность, современное сельскохозяйственное машиностроение, мощная черная металлургия. По объему всей промышленной продукции к концу пятилетки СССР занял второе место в мире и первое в Европе. Что касается легкой промышленности и производства сельскохозяйственной продукции, то итоговые показатели их прироста за пятилетку оказались ниже запланированных. Производство хлопчатобумажной ткани составляло 59%, шерстяной — 34% от уровня 1928 г.

    С учетом опыта 1-й пятилетки тактика претворения в жизнь форсированной индустриализации на новом этапе была изменена. Искусственного взвинчивания темпов уже не наблюдалось. В целом плановые задания 2-й пятилетки (1933-1937), принятые на XVII съезде партии, оказались более взвешенными по сравнению с первоначальными (намечены XVII партконференцией в феврале 1932). Выступающие на съезде предлагали отказаться от излишне централизованного планирования и предоставлять большую инициативу местным органам власти говорили о роли хозрасчета, отрицательных последствиях чрезвычайщины. В окончательном варианте план был одобрен на заседании ЦИК и СНК СССР в ноябре 1934 г.

    Как и предыдущая, пятилетка объявлена выполненной досрочно — за 4 года и 3 месяца. Основные усилия в этот период были подчинены задаче завершения технической реконструкции народного хозяйства, завершению строек и освоению новых предприятий. За 1933-1937 гг. в различных регионах СССР возведено 4,5 тыс. новых заводов, фабрик, шахт, электростанций (в отличие от 1-й пятилетки, каждый день в строй действующих вступало не одно, а в среднем три новых крупных предприятия). По сравнению с 1932 г. основные производственные фонды страны выросли в 2,2 раза. Гордостью советских людей надолго стали автогиганты в Москве и Нижнем Новгороде, Турксиб (построен в 1930 г.), Ростсельмаш (1930), Сталинградский (1930), Харьковский (1931) и Челябинский (1933) тракторные заводы Днепрогэс (1932), Кузнецкий (1932) и Магнитогорский (1934) металлургические комбинаты, Московский станкостроительный (1932), Уральский завод тяжелого машиностроения (1933), Березниковский (1932) и Соликамский (1934) химические комбинаты, первые в мире Ярославский и Воронежский заводы синтетического каучука (1932), город Комсомольск-на-Амуре (1932), Новокраматорский машиностроительный завод в Донбассе (1934), Чимкентский свинцовый завод (1934), Беломорско-Балтийский (1933) и канал имени Москвы (1937), первая очередь Московского метрополитена (1935).

    В крупнейшие центры промышленного развития превращались бывшие национальные окраины, где реконструкция народного хозяйства проводилась более высокими темпами, чем в РСФСР. Заработали крупный моторный завод в Уфе, текстильные и трикотажные комбинаты в Ташкенте, Бухаре, Баку. Крупным районом цветной металлургии, добычи угля и химической промышленности стал Казахстан. В Башкирии и Татарии, между Волгой и Уралом, возник новый крупный район нефтедобычи — “Второе Баку”. Карелия и Коми стали крупными поставщиками лесоматериалов, Якутия — золота.

    К концу 2-й пятилетки техническая реконструкция СССР была в основном завершена. Неимоверным напряжением сил всего населения обеспечивался постоянный рост промышленного производства, в среднем на 17% за год. За пятилетку оно в целом выросло на 120% (группа “А” — на 139, группа “Б” — на 99%). Станочный парк машиностроения в 1937 г. состоял на 75% из новых станков отечественного и зарубежного производства. Введенные в строй заводы тяжелого машиностроения начали производить полные комплекты сложного оборудования для предприятий черной металлургии, ранее ввозимого из-за рубежа. Прекратился импорт паровозов и вагонов, тракторов и врубовых машин, паровых котлов, молотов, прессов, подъемно-транспортного оборудования. По производству валовой продукции в некоторых отраслях СССР обогнал Германию, Великобританию, Францию или вплотную приблизился к ним. Однако он еще весьма значительно, до 5 раз, отставал от этих стран по производству продукции на душу населения.

    Необходимость индустриализации далеко не в последнюю очередь диктовалась неотложностью модернизации Вооруженных сил страны. К началу 1-й пятилетки по технической оснащенности они лишь немногим отличались от времен Гражданской войны и значительно уступали армиям ведущих европейских стран. В армии было, например, всего 92 танка, 300 тракторов-тягачей, 1200 грузовых автомашин, 1394 самолетов устаревших конструкций. Летные испытания первого отечественного серийного истребителя И-5 конструкции Н. Н. Поликарпова начаты лишь в апреле 1930 г.

    В 1935 г. на вооружении РККА находилось 7633 танка различного назначения свыше 35 тыс. автомобилей 6672 самолета, в том числе истребители И-15, И-16, бомбардировщики СБ, ТБ-3, разведчик Р-5. Впервые в войска стали поступать зенитные пушки и пулеметы, новейшие по тем временам средства связи, в том числе полевые радиостанции, шифровальные машинки. Модернизированы или разработаны заново образцы стрелкового оружия (винтовка образца 1891-1930 гг. пулеметы и пистолеты). Восстанавливались и модернизировались корабли Военно-Морского флота. Новым центром военного судостроения на Дальнем Востоке стал город Комсомольск-на-Амуре.

    Нарастание угрозы мировой войны требовало дальнейшего укрепления оборонной мощи СССР. В декабре 1936 г. образован общесоюзный Наркомат оборонной промышленности (наркомы: М. Л. Рухимович, 1936-1937 М. М. Каганович, 1937-1939). Во 2-й пятилетке, как и в первой, советский ВПК развивался более быстрыми темпами, чем промышленность в целом. За 1933-1937 гг. общий прирост производства ВПК возрос на 286% по сравнению с общим промышленным приростом на 120%. Численность Красной Армии увеличилась с 900 тыс. человек в марте 1933 г. до 1,5 млн к концу 1937 г.

    Расширение строительства и промышленного производства в годы 2-й пятилетки не потребовало столь же масштабного увеличения численности рабочих. За 1932-1937 гг. их ряды выросли с 10 до 11,7 млн человек. Костяком рабочего класса СССР были промышленные рабочие. В 1-й пятилетке их численность увеличилась на 93%, во 2-й — на 32%. Они составляли 34-38% всех рабочих и 27-30% от общего числа рабочих и служащих страны.

    Государство много сделало для повышения культурно-технического уровня рабочего класса. Практически все рабочие за годы 2-й пятилетки без отрыва от производства прошли через школы и курсы повышения квалификации. Производительность труда, выросшая за 1-ю пятилетку, по официальным данным, на 40%, в годы 2-й пятилетки увеличилась на 82%.

    Высокие темпы промышленного развития были достигнуты в том числе и за счет низкого стартового уровня, а также командно-приказных методов руководства. Целям форсированной индустриализации отвечало массовое использование дешевой рабочей силы и энтузиазма масс, воодушевленных утопической идеей строительства бесклассового, изобильного общества. Большую роль сыграли различные формы социалистического соревнования — ударничество в годы 1-й пятилетки, стахановское движение за повышение производительности труда и лучшее использование техники — во 2-й. Движение получило название по фамилии забойщика донбасской шахты А. Г. Стаханова, который 30 августа 1935 г. добыл за смену вместе с двумя крепильщиками 102 т угля вместо 7 по норме. Его знаменитыми последователями были кузнец А. X. Бусыгин, фрезеровщик И. И. Гудов, машинист паровоза П. Ф. Кривонос, обувщик Н. С. Сметании, колхозница М. С. Демченко, ткачихи Е. В. и М. И. Виноградовы и многие тысячи других героев труда. В ноябре 1935 г. состоялось Всесоюзное совещание стахановцев. Назвав движение “высшим этапом социалистического соревнования”, Сталин не преминул отметить, что оно появилось “вопреки воле” и даже “в борьбе” с администрацией и консервативной технической интеллигенцией.

    Вина за срывы планов, многочисленные аварии, поломки, пожары, росту которых объективно способствовала и неподготовленность кадров, и форсирование индустриализации и коллективизации, зачастую перекладывалась на всевозможных “вредителей”. Так, в феврале 1930 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление “О ходе ликвидации вредительства на предприятиях военной промышленности”. В августе была осуждена за массовый падеж лошадей в деревнях группа ученых-бактериологов в сентябре якобы за организацию в стране продовольственных трудностей расстреляли 48 руководителей пищевой промышленности.

    2 сентября 1930 г. Политбюро постановило опубликовать в газетах сообщение о том, что арестованы Н. Д. Кондратьев, В. Г. Громан, А. В. Чаянов, Л. Н. Юровский, Н. Н. Суханов (Гиммер), Л. К. Рамзин и другие “участники и руководители контрреволюционных организаций, поставивших целью свержение Советской власти и восстановление власти помещиков и капиталистов”.

    В ноябре — декабре 1930 г. проходил суд над Промышленной партией. Согласно обвинительному акту, Промпартия была образована в конце 1920-х годов, включала более 2 тыс. представителей старой технической интеллигенции и создавала почву для переворота, который должны были поддержать англо-французские интервенты. Обвиняемые (профессор МВТУ и директор Теплотехнического института Л. К. Рамзин, ответственные работники Госплана и ВСНХ И. А. Иконников, В. А. Ларичев и др.) “признались”, что в случае прихода к власти намеревались сформировать правительство, в которое вошли бы П. И. Пальчинский (товарищ министра торговли и промышленности во Временном правительстве, председатель Всесоюзной ассоциации инженеров при Советской власти — в качестве премьер-министра), Е. В. Тарле (известный историк — министра иностранных дел) и др.

    Позднее было объявлено о ликвидации “вредительских центров”, куда, кроме Промпартии, входили Союзное бюро ЦК меньшевиков и Трудовая крестьянская партия. В 1933 г. осудили 18 специалистов фирмы “Метрополитен-Виккерс” (6 из них — британские граждане), якобы организовавших в СССР вредительскую сеть. Осужденные по этим и другим, часто вымышленным, делам пополняли армию заключенных и ссыльных. К началу 1933 г. общее число заключенных в лагерях составило примерно 300 тыс. человек, в 1937 г. — уже 996,4 тыс.

    Еще в 1928 г. заместитель наркома рабоче-крестьянской инспекции Н. М. Янсон в письме Сталину предложил использовать труд заключенных в освоении отдаленных местностей, на заготовках леса и добыче полезных ископаемых, на трудоемких земляных и других неквалифицированных работах. По сути дела реанимировалась идея “трудовых армий”. В июне 1929 г. Политбюро одобрило это предложение и постановило создать в ведении ОГПУ систему исправительно-трудовых лагерей. И июля 1929 г. появилось постановление СНК СССР об использовании труда уголовнозаключенных. В апреле 1930 г. в составе ОГПУ было образовано Управление лагерями (с октября 1930 г. — Главное управление). Так появился ГУЛАГ, ставший символом советской репрессивной политики. Труд заключенных стал включаться в государственные планы. Лагерный сектор экономики возглавляли его руководящие работники ОГПУ (с 10 июля 1934 г. - НКВД) Г. Г. Ягода, М. Д. Берман, И. И. Плинер, Я. Д. Рапопорт, С. Г. Фирин, Н. А. Френкель и др. По данным на начало 1938 г. в лагерях и исправительно-трудовых колониях (для осужденных к лишению свободы на сроки до 3 лет) находились 1 851 570 заключенных. Кроме того, использовался труд так называемых “спецпоселенцев”, численность которых составляла 880 007 человек.

    По плану на 1937 г. НКВД поручалось освоить около 6% общесоюзных капиталовложений. В 1930-е годы трудом заключенных строились города (Магадан, Ангарск, Норильск, Тайшет), каналы (Беломорско-Балтийский, Москва-Волга), нефтяные промыслы Ухты и Печоры, угольные шахты Воркуты, золотые прииски Колымы и Магадана, Карагандинские угольные шахты и Балхашский медный комбинат, Норильский никель-кобальтовый комбинат, леспромхозы и многие тысячи километров железных дорог. В 1936 г. в составе НКВД создано Главное управление шоссейных дорог, которому было поручено все дорожное строительство.

    Источники: http://pnk59.ru/page24.html, http://krasnodar.polpred.ru/%3Fns%3D1%26cnt%3D69%26sortby%3Ddate%26page%3D64, http://uristinfo.net/istorija-rf/199-istorija-rossii-19172009--barsenkov-vdovin/4958--2-industrializatsija.html

    Категория: Справочник | Добавил: baku-99412 (2015-08-08)
    Просмотров: 596 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar