Главная » Статьи » Справочник

Газовый Саммит В Баку
газовый саммит в баку

Лента: Политика

IV энергетический саммит в Баку

В IV Энергетическом саммите в Баку, состоявшемся 14 ноября, приняли участие представители 18 государств и еврокомиссар по энергетической политике Андрис Пиебалгс. Шесть государств – Азербайджан, Грузия, Украина, Литва, Польша и Турция были представлены первыми лицами.

Общая идея проведения этих саммитов довольно проста. Четверть европейского потребления нефти и газа обеспечивается поставками из России. Европа считает такой уровень зависимости очень высоким и чувствует себя уязвимой по отношению к экономическим, а возможно, и политическим требованиям России. Отсюда стремление европейцев диверсифицировать источники поставок. Как альтернатива российским энергоносителям рассматриваются ресурсы Азербайджана, Туркмении, Казахстана и Узбекистана. В целях минимизации российского влияния Европа также стремится к тому, чтобы и маршруты транспортировки углеводородов на европейский рынок по возможности шли в обход России, а также Ирана, потому что, ну мало ли что в жизни бывает…

К этим европейским заботам примешиваются геополитические интриги США, которым от всех каспийских и среднеазиатских нефтегазовых раскладов не жарко и не холодно, но которые никогда не откажутся уязвить Россию, где возможно. А на всё это накладываются проблемы некоторых постсоветских государств, например, той же Украины, которой не хватает ни собственных энергоресурсов, ни денег, чтобы платить за них по рыночной цене. Для таких государств единственным способом свести концы с концами становится проведение по своей территории какого-нибудь транзитного нефте- или газопровода. И начинается обхаживание азербайджанцев, казахов, узбеков и туркмен с целью уговорить их не продавать весь свой газ «Газпрому», а вместо этого проложить какую-нибудь другую трубу – желательно подальше от России. Ну а на Востоке с ходу никакие предложения не отвергают, наоборот, согласно кивают и говорят, что надо встречаться и обсуждать. Так родилась идея энергетических саммитов. Проводятся они уже два года, предыдущий состоялся весной в Киеве.

В качестве основных маршрутов из бассейна Каспия в Европу «в обход России» рассматриваются газопровод Nabucco, который планируют начать строить в 2010 г. и нефтепровод Одесса – Броды, который сейчас используется для перекачки российской нефти и от которого надо еще протянуть дополнительную ветку до польского города Плоцк.

За время, прошедшее с момента предыдущего энергетического саммита, ситуация, влияющая на нефтегазовую политику, претерпела два серьёзных изменения. Во-первых, сильно упали цены на нефть. Если в середине июля за один баррель нефти марки Brent на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже давали $145, то сейчас эта же нефть стоит $56. В новых условиях политизация торговых вопросов начинает обходиться слишком дорого, так как затягивает окупаемость масштабных инвестиционных проектов или вообще делает их убыточными. Поскольку самый короткий путь от Каспия и из Средней Азии в Европу лежит через Россию, и на этом же пути встречается наименьшее количество транзитных стран, что все проекты «в обход России» крайне перегружены «политикой», как в случае с нефтепроводом Баку – Тбилиси – Джейхан. И если во время высоких цен на нефть и их постоянного роста запасы рентабельности позволяют оплачивать геополитические притязания, то при падении цен такие проекты перестают быть самоокупаемыми и требуют либо свёртывания, либо субсидий.

Вторым фактором, повлиявшим на судьбу энергетических проектов, стала война в Южной Осетии. Во всех случаях в дальнейшем при рассмотрении энергетических проектов, связанных с Кавказским регионом, инвесторы будут делать большую поправку на российский фактор.

Таким образом, к моменту Бакинского форума отношения между поставщиками, потребителями и транзитными странами пришли в состояние неустойчивого равновесия. С одной стороны, цены упали, а значит, власть на рынке перешла к потребителю. С другой стороны, падение цен ребром поставило вопрос, а кто будет компенсировать убытки проектов «в обход России», на чем так настаивают эти самые потребители, то есть Европа. Получается, что нормальные экономические отношения означают транспортировку нефти через Россию, но для Европы это нежелательно по политическим причинам. А устраивающие Европу политически маршруты «в обход России» теряют в нынешних условиях экономический смысл. Политика и экономика вступают друг с другом в жесткое противоречие.

При этом кризис играет очистительную роль. Он убивает роскошь. Роскошь – это непроизводительные расходы, бессмысленные с точки зрения экономической логики. Роскошь в условиях кризиса становится непозволительной. Тем, кто привык к «роскошному» потреблению, приходится от этой привычки отказываться. Когда наступает кризис, выясняется, что те, кто все это время жил в роскоши, находятся по уши в долгах, которые они не могут ни выплатить, ни рефинансировать. Роскошь идет с молотка под смех и улюлюканье толпы. Вмешивать политику туда, где ей не место, – тоже роскошь. И на нее сейчас тоже нет денег.

Посмотрим, какие решения примут в итоге Азербайджан, Туркмения, Казахстан и Узбекистан. Из Узбекистана в Баку вообще никто не приехал, Казахстан и Туркмения отказались подписывать итоговую декларацию саммита, а Ильхам Алиев вопреки ожиданиям потребителей и транзитеров не сказал ничего конкретного по проекту Nabucco. В итоге в декларацию были включены только намерения участников энергетического рынка способствовать диверсификации поставок энергоресурсов из бассейна Каспия и Средней Азии в Европу. Все конкретные детали проектов было решено обсуждать в рабочем порядке вне рамок саммита.

Главная проблема газопровода Nabucco – то, что для него пока просто не набирается газа. Азербайджан записали в число участников проекта по умолчанию, хотя у Азербайджана может быть на этот счет и свое мнение. И даже если весь экспортный азербайджанский газ пустить через Nabucco, то получится только 11 млрд. м3 в год, в то время как проектная мощность этого газопровода почти в три раза больше.

Остается пытаться договориться со Средней Азией. Теоретически это возможно, так как все тамошние нефте- и газодобывающие республики являются в той или иной степени «многовекторными» и не любят никому отказывать, по крайней мере, на словах. Однако здесь опять всё упирается в деньги. Из-за кризиса спрос на энергоносители в мире упал, и вряд ли в этих условиях прокладка новых трубопроводов будет иметь смысл. А маршрут в Россию уже есть, он действует и хорошо себя зарекомендовал. Поэтому азиаты могут ответить примерно так: мы ничего против Nabucco не имеем если хотите, стройте, но за свой счет, а заранее никаких обязательств мы брать на себя не будем. В общем, велика вероятность того, что проект строительства газопровода Nabucco будет, как минимум, серьезно скорректирован, потому что в противном случае с ним может произойти то же самое, что и с нефтепроводом Одесса – Броды, то есть ничего хорошего.

С этим нефтепроводом вышла такая история. Изначально он строился для того, чтобы прокачивать каспийскую нефть в Европу «в обход России». Из Азербайджана нефть по местным трубопроводам должна была доставляться в грузинский порт Супса, оттуда танкерами в Одессу, где её надо закачивать в трубу. В городе Броды на территории Львовской области этот трубопровод смыкается с магистральным трубопроводом «Дружба» еще советской постройки, по которому нефть непосредственно поступает на европейский рынок.

В 2001 г. нефтепровод построили. И тут выяснилось, что качать по нему нечего. Азербайджан большую часть своей нефти отдает в БТД, а остатка для полноценной загрузки нового трубопровода не хватает. Правда, И.Алиев неоднократно обещал увеличить добычу и заполнить украинский нефтепровод, но конкретные сроки начала прокачки азербайджанской нефти по маршруту Одесса – Броды так и не были обозначены. Поэтому три года нефтепровод вообще простаивал и только с 2004 г. начал функционировать. Причем заполнять его пришлось российской нефтью. Часть нефти, которую Россия поставляет на Запад по нефтепроводу «Дружба», стала в Бродах закачиваться в эту многострадальную трубу и доставляться в Одессу для дальнейшей транспортировки на танкерах. То есть нефть идет в направлении, противоположном задуманному – в реверсном режиме.

Однако идея отсечения России от транзита каспийской нефти никуда от этого не исчезла. Поняв, что в Баку будут раскачиваться еще долго, Запад решил обратиться к Казахстану. В мае 2006 года Нурсултана Назарбаева пригласили на I энергетический саммит в Краков. Он вроде бы собирался, но потом не приехал. Причина была уважительная, однако чувствительная для самолюбия политиков Балто-Черноморской перемычки – как раз в этот момент к Н. Назарбаеву в гости приехал В. Путин. Итогом их встречи стало то, что Н. Назарбаев заявил о полной поддержке российского маршрута поставок, чем поставил Украину в весьма сложное положение, так как в Киеве уже совсем было вознамерились продлить свой нефтепровод до Плоцка, чтобы получить выход на Плоцкий и Гданьский НПЗ, и даже создали для этой цели совместное предприятие с Польшей.

В итоговой декларации Бакинского саммита, которую из нефтедобывающих стран подписал один Азербайджан, сказано, что участники саммита признают «значимость задействования нефтепровода Одесса – Броды в системе Евро-Азиатского Нефтетранспортного Коридора для поставок нефти на европейские рынки». Говорится там и об удовлетворении «организационными и практическими мерами, принятыми в рамках реализации решений Краковского, Вильнюсского и Киевского Энергетических Саммитов, в том числе по созданию новой организационной структуры международного трубопроводного предприятия (МТП) «Сарматиа» и разработке необходимых условий эксплуатации нефтепровода Одесса – Броды – Плоцк – Гданьск». Как эти намерения будут осуществляться – непонятно.

Складывается впечатление, что большинство участников IV Энергетического саммита в Баку еще не осознали в полной мере, какое влияние окажет кризис на мировую торговлю энергоресурсами, и по инерции обсуждали вопросы, которые на глазах теряют актуальность. Численно преобладавшие представители республик СНГ, Прибалтики и Восточной Европы в большинстве своем продолжают обслуживать интересы США (которые в данном случае частично смыкаются с интересами «старой Европы»), но без понимания того, что Америка уже не в состоянии быть их патроном, и выживать в новом, более неуютном, чем сейчас, мире им придется в одиночку.

В новом мире многие привычные формы взаимоотношений государств придется пересмотреть. Крупнейшим мировым игрокам, скорее всего, придется стать гораздо скромнее. Уникальность складывающейся ситуации заключается в том, что в отличие от прошлых геополитических катаклизмов, когда один гегемон уступал место другому, сейчас будут ослабевать все ведущие страны и блоки, а их сферы влияния съеживаться. На какое-то время все будут настолько заняты внутренними делами, что в мире могут появиться обширные зоны геополитического безвластия, то есть территории, не объединенные в большие геополитическое пространства и состоящие из государств, привыкших быть чьей-то провинцией, но лишившихся метрополии. Напор глобализации ослабеет. Все будут предоставлены самим себе, и проекты сколько-нибудь значительного пространственного размаха лишатся финансовой и политической поддержки. Процесс создания новых объединений будет небыстрым. Так что неизвестно, будет ли о чем поговорить участникам V энергетического саммита, а также состоится ли он вообще.

Энергетический саммит в Баку: ответ большой двадцатке

Отличительной особенностью этого саммита от предыдущих является, то, что впервые время его проведения совпадет с периодом падения цен на нефть, которое, в свою очередь, стало следствием неустойчивого развития мировой экономики. Однако нет никаких признаков того, что участники регионального энергетического диалога намереваются внести коррективы в уже существующие планы.

Так, даже «непотопляемый» проект «Набукко» в очередной раз станет предметом обсуждений. Буквально накануне Бакинского саммита прошла информация о том, что договор между ЕС и Турцией относительно транзитной страны по «Набукко» может быть подписан уже в декабре. Правда, от этого перспективы осуществления проекта не становятся достаточно ясными. Несмотря на то, что время от времени проходит информация, что реализация «Набукко» начнется уже в 2010 году и завершится к , существуют большие сомнения в реалистичности подобных сроков.

Дело в том, что основными наполнителями трубы пропускной способностью в 30 млрд. кубометров голубого топлива в год, по замыслу, должны стать Азербайджан и Туркменистан.

Экспортные возможности Азербайджана на период предположительного функционирования проекта, даже если весь азербайджанский газ, предназначенный на экспорт, будет прокачиваться по «Набукко», являются крайне недостаточными для его полной загрузки. С учетом того, что добыча на стадии-2 разработки азербайджанского газового месторождения «Шах Дениз» предполагается в объемах 13,9 млрд кубометров в год и ориентировочно около 3 млрд. Азербайджан намерен оставить себе и Грузии, то речь идет об экспорте лишь 11 млрд. кубометров.

Надежда на Туркмению, у которой газовые ресурсы побогаче. Но позиция Туркмении, которая хотя и проявляет интерес к строительству газопровода в Европу по предлагаемому Евросоюзом маршруту, все же не спешит с реализацией практических шагов, не дает основания для оптимизма.

Кроме того, в отличие от Азербайджана в Туркмении только разрабатывается нормативная база, позволяющая наладить эффективное взаимодействие с иностранными инвесторами. Несмотря на то, что в последнее время в Туркменистане проведен ряд мер для улучшения бизнес-климата, в частности, уже принят новый законопроект об углеводородных ресурсах, где четко указаны возможности участия в их разработке иностранного капитала, официальный Ашхабад проявляет достаточную осторожность в осуществлении своей энергетической политики. Вот и на саммите в Баку высшие лица государства представлены не будут. Это, пусть косвенно, но все же подтверждает, что в ближайшее время вряд ли Туркмения скажет свое принципиальное «да» «Набукко».

Что касается Азербайджана, то в настоящее время здесь изучают различные предложения по закупкам газа в рамках разработки месторождения «Шах-Дениз» — России, Ирана, Турции и стран Евросоюза. При этом российское ОАО «Газпром» летом 2008 года уже предложило закупать весь экспортный объем со стадии-2 «Шах-Дениза», который останется после продажи газа Грузии и Азербайджану. Баку рассматривает это предложение в качестве более срочного, с учетом того, что дополнительных инвестиций в строительство газотранспортных коридоров не требуется.

Трубопровод есть, его надо только реверсировать, а мощность составляет около 7 млрд. кубометров в год.

Кроме того Иран, летом также обратился к Баку с предложением рассмотреть возможность продавать весь объем газа со все той же стадии-2 «Шах-Дениза» с года на север страны. И это предложение тоже достаточно серьезное, с учетом того, что объем потребления газа в Иране растет, а весь газ производится на юге страны, в более чем 1 тыс. км от севера, где находятся крупные города. На иранское направление есть трубопровод, и с небольшим уровнем затрат — строительством новой компрессорной станции — поставки в Иран могут быть осуществлены достаточно быстро.

Так что несуществующий пока «Набукко» уже сегодня кажется менее экономически выгодным, чем указанные направления.

Вместе с тем все сказанное в отношении «Набукко» не означает, что сотрудничество с Европой в области поставок природного газа из стран региона не осуществляется или не планируется. Такое сотрудничество идет полным ходом.

Так, Греция надеется, что может стать воротами ЕС для азербайджанского газа уже в скором будущем. В настоящее время Греция на 80% удовлетворяет свои потребности в природном газе за счет российских поставок, а также импортирует газ из Турции и Алжира.

Несколько месяцев тому назад в Баку приезжал министр энергетики Греции и провел довольно продуктивные встречи. Были обсуждены и возможные сроки подписания четырехстороннего соглашения между Азербайджаном, Турцией, Грецией и Италией по транспортировке газа в Европу, однако, окончательно дата определена не была. Транзитный газопровод, как планируют проектировщики, соединит Турцию с Западной Европой и станет одним из пяти основных путей транспортировки газа в Евросоюзе. Данный проект также должен сделать Италию, Грецию и Турцию крупными транзитерами природного газа из бассейна Каспийского моря, с Ближнего Востока и Северной Африки.

Труба, уже соединившая Турцию и Грецию и функционирующая в настоящее время, составляет в длину 295 километров. Планируется, что затем газ пойдет по уже построенной ветке до Неа Месимврия (Греция) с ответвлением к Афинам. Далее по греческой территории будет построено 305 километров трубопровода в порт Ставролименас на западе Греции. И последний участок длиной 212 километров пройдет в порт Отранто на юго-востоке Италии по дну Адриатического моря.

Оценочная стоимость греческо-итальянского участка газопровода составит свыше 300 миллионов евро. Начало использования в полном объеме транзитного газопровода «Турция-Греция-Италия» намечено на год.

Значительно труднее обстоит дело с другим маршрутом — Одесса-Броды. Этому проекту почти 10 лет. Еще в 1999 году тогдашние президенты Азербайджана, Грузии и Украины — Гейдар Алиев, Эдуард Шеварднадзе и Леонид Кучма — разрезали ленту в Супсе, положив начало реализации проекта. Тогда речь шла о том, что дальше нефть может идти через территории Украины и Польши в страны Евросоюза. Не лишне будет напомнить, что в дальнейшем строительство нефтепровода Одесса-Броды курировал нынешний президент Украины Виктор Ющенко. Строительство нефтепровода завершилось в бытность его премьер-министром Украины в 2001 году.

Маршрут транспортировки каспийского нефти в Европу по данному маршруту выглядит следующим образом: азербайджанская нефть поступает в грузинский порт Супса по имеющейся системе нефтепроводов, далее транспортируется танкерами в одесский порт «Южный», а оттуда доставляется по украинскому нефтепроводу Одесса-Броды. Чтобы эта нефть шла до Европы, надо построить отдельные ветки примерно 500 км длиной, как на территории Украины, так и на территории Польши. С этой целью в ходе энергетического саммита в Вильнюсе была создана компания «Новая Сарматия». Ожидается, что в конце 2010 или же в начале года по трубопроводу Одесса-Броды-Плоцк может пойти первая партия каспийской нефти.

Однако в настоящее время этот нефтепровод работает в реверсном режиме, согласно договору с российской стороной. Из-за ведомственных неурядиц связанных с подчинением «Укртранснефти» украинскому правительству, пока не начато строительство оставшейся части нефтепровода — ветки, которая соединит маршрут Одесса-Броды с польским городом Плоцк.

В то же время существуют мнения, что проект может заработать и не дожидаясь ввода в эксплуатацию ветки Броды-Плоцк. Того объема нефти — минимум 5 миллионов тонн в год, который азербайджанская сторона гарантировала в последующие годы, вполне хватает для того, чтобы ее часть через Броды, границу Украины, а далее Словакию и Чехию доставить на завод в Карлупы, который перерабатывает только легкую нефть. Оставшуюся часть нефти можно смешивать с российской нефтью «Urals» и перерабатывать на западноукраинских заводах, которые расположены на трассе Одесса-Броды. Это НПЗ «Галицина», нефтехимические заводы в Карпатах.

Экономика — экономикой, но не следует забывать и о политической составляющей современных энергетических проблем. Анализируя ситуацию с этих позиций, невольно приходишь к выводу, что настало время, когда наиболее эффективно реализуются именно те проекты, которые более совершенны с позиций своего технико-экономического обоснования. Чисто политические проекты определенно буксуют. В условиях финансового кризиса, когда как поставщиков, так и потребителей интересует получение оптимальной прибыли при относительно низких затратах, политические проекты выглядят непозволительной роскошью. Возникает ситуация, когда заказчик не может платить за них, а производитель это делать отказывается. Выработка единых позиций в таких условиях становится делом весьма проблематичным.

Все эти вопросы будут в центре внимания участников Бакинского энергетического саммита. Назвать его равнозначным саммиту большой двадцатки, конечно, нельзя, но то, что его повестка дня во многом может перекликаться с повесткой дня вашингтонского саммита, очевидно. Как вполне вероятно и то, что Бакинский саммит может стать своеобразным ответом региональных игроков тем вызовам времени, которые станут предметом обсуждения в американской столице днем позже.

Ильгар Велизаде, политолог (Азербайджан) — для РИА Новости

Источники: http://www.rodon.org/polit-081118112256, http://sudsng.org/news/232.html

Категория: Справочник | Добавил: baku-99412 (2015-07-30)
Просмотров: 442 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar