Главная » Статьи » Популярное

Выходы На Станциях Метро Баку
выходы на станциях метро баку

Путешествие по станциям •

Станция « 28 май »

28 may

Открыта 25 ноября 1967 года

фото с сайта prezident.az

Архитекторы станции - Ю. Г. Хачиев и Ш. С. Кулиев

Тип станции - пилонная глубокого заложения.

28 мая - узловая станция Бакинского метрополитена, от перрона которой поезда метро следуют в четырех направлениях: к станциям Ичери Шехер , Мемар Аджеми , в одну сторону и в другую: Бакмил и Ази Асланов . Также, со стнции 28 мая осуществляется пересадка на станцию Джаффар Джаббарлы , откуда отправляются поезда до станции Шах Исмаил Хатаи .

Станция открыта в составе первой очереди Бакы Совети - Нариманов , и изначально называлась 28 апреля , т.к. 28 апреля 1920 года в Азербайджане была установлена Советская власть. Однако, время изменилось и с 1992 года в Азербайджане 28 мая начали отмечать День Республики, в связи с чем, неблагозвучное название, напоминающее о советском прошлом, было заменено на 28 мая . Совпадение это или нет, но переименовать надо только бувкы, цифры остались прежними.

Станция «28 Мая» вписывается в общий архитектурный ансамбль с железнодорожным вокзалом и площадью. Эта станция, является как бы «воротами города», почти каждый приезжий начинает с неё знакомство с городом. На фасаде станции оригинальное панно, рассказывающее о развитии транспорта—«от колеса до ракеты». У входной арки, по одну сторону — эмблема из чеканного металла: три руки, сжатые в крепком рукопожатии, символ братства закавказских республик, а по другую сторону — ключ города. В центральном зале, торцевой стене раньше был изображен стилизованный герб города: морская волна и три факела, сейчас его заменило мозаечное панно с изображением азербайджанского писателя, одного из создателей Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920) - Мамеда Эмина Расулзаде, на фоне азербайджанского триколора. Над изображением написано: Однажды вознесшийся флаг, уже никогда не опустится . Пол станции выложен красным гранитом с черным рисунком, это создает впечатление национального ковра. Пилоны и стены тоннеля у перрона облицованы бело-голубым уральским мрамором «Уфалей», который в сочетании с красно-черным гранитом пола создает ощущение простора и легкости. 30 декабря на станции был открыт второй выход в город. В комплекс второго выхода станции метро «28 Мая» входят построенные в современном архитектурном стиле вестибюль и подземный переход. Основная цель проекта заключается в том, чтобы, отделив линию «Хатаи» — «Азадлыг Проспекти» от линии «Ичери Шехер» — «Ази Асланов», организовать нормальную эксплуатацию обоих маршрутов. Длина нового наклонного хода до станции «28 Мая» составляет 167 метров.

Краткая экскурсия по станциям Бакинского метро •

И так, едем с востока - сначала на северо-запад, затем на запад, постепенно поворачиваем на юго-запад. Все станции подземные.

АЗИ АСЛАНОВ (2002) - колонная мелкого заложения, похожая на московские станции 90-х гг. Выход вперёд (южный или восточный) - 2 эскалатора на подъём (справа), лестница на вход. С другой стороны - 3 эскалатора. Выходы в подземные переходы. Колонны - квадратные (а на большинстве остальных станций - многогранные, приближающиеся к круглым. Видимо, национальный стиль).

АХМЕДЛЫ (1989) - колонная мелкая, 2 выхода с лестницами: вперед - в подземный переход, назад - возможно тоже (не выходил).

ХАЛКЛАР ДОСТЛУГУ / ДРУЖБЫ НАРОДОВ (1989) - колонная мелкая. Выход назад - 2 эскалатора на подъём (справа, если смотреть с платформы) и лестница на спуск. Выход вперёд - только лестница.

НЕФТЧИЛЯР / НЕФТЯНИКОВ (1972) - колонная мелкая, 2 выхода с лестницами.

КАРА КАРАЕВ (1972) - Всё то же самое.

МЕШАДИ АЗИЗБЕКОВ (1972) - колонная. Выходы с лестницами, далее: назад - переход вправо, потом лестницы, на подъём 1 небольшой эскалатор, это выход на ж-д платформу. Вперед - переход вправо, выходы из перехода и - 1 эскалатор на подъём, лестница на спуск - в отдельно стоящий вестибюль.

УЛДУЗ / ЗВЕЗДА (1972) - колонная мелкая, 2 выхода с лестницами.

ГЯНДЖЛИК / МОЛОДЁЖНАЯ (1967) - То же самое.

28 МАЙ (1967) - пилонная, глубокая. Выход вперед - 3 эскалатора в отдельно стоящий вестибюль рядом со зданием вокзала. Назад: пройти по продолжению среднего зала, подъём по лестнице, поворот под прямым углом налево, ещё одна лестница вверх, прямо, поворот налево и лестница вниз - попадаете на станцию Джафар Джаббарлы , о которой речь пойдёт дальше. (В процессе перехода вы повернули в общей сложности на 180о, оси станций примерно параллельны).

Дальше линия разветвляется! Поезда идут через один. На всех станциях специальное табло (лампы накаливания подсвечивают изнутри надписи на матовом стекле) указывает конечную для прибывающего поезда.

Влево (на запад и чуть к югу):

САХИЛ / БЕРЕГ (1967) - пилонная с коротким средним залом. Выход вперед, 3 эскалатора.

БАКЫ СОВЕТИ / БАКИНСКИЙ СОВЕТ (1967) - пилонная. Выход вперед, 3 эскалатора в отдельно стоящий наземный вестибюль.

Если вернуться к станции 28 май и ехать вправо, на северо-запад:

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ (1976) - пилонная. Изумительно красивая станция, с мозаиками по произведениям Низами. Выход назад, 3 эскалатора в отдельно стоящий наземный вестибюль.

ЭЛМЛЯР АКАДЕМИЯСЫ / АКАДЕМИЯ НАУК (1985) - пилонная. Выход назад, 3 эскалатора в отдельно стоящий наземный вестибюль.

ИНШААТЧЫЛАР / СТРОИТЕЛЕЙ (1985) - колонная. 2 выхода, в каждом по 3 эскалатора, в подземные переходы.

20 ЯНВАР (1985) - колонная. Выход назад - 3 эскалатора, выход вперед - лестницы, в подземные переходы.

МЕМАР АДЖАМИ / ЗОДЧИЙ АДЖЕМИ (1985) - колонная, 2 выхода с лестницами.

Возвращаемся в центр и делаем пересадку.

Как я уже описал выше, со станции 28 май по лестницам вверх-вниз и коридорам (повернув дважды налево под прямым углом) попадаем на станцию ДЖАФАР ДЖАББАРЛЫ (1968). Даже и не сразу поймёте, что попали на станцию. Длинный коридор со сводчатым потолком. Левая стена сплошная, а в правой - несколько проёмов, ведущих на посадочную платформу. То есть станция как бы пилонная, но у неё только одна сторона! Если пройти насквозь, дальше будут лестницы вверх - две последовательно, поворот под прямым углом налево, ещё лестница вверх, корридор, поворот под прямым углом направо - и 3 эскалатора в подземный переход у вокзала.

Возвращаемся на станцию ДЖАФАР ДЖАББАРЛЫ. С её единственного пути поезд-челнок идет направо (если стоять к нему лицом).

ШАХ ИСМАИЛ ХАТАИ (1968). Пилонная короткая, но поскольку путь один, с другой стороны проходы между пилонами наглухо закрыты, есть ли за ними что-то - неизвестно. Выход назад (т.е. ближе к Джаббарлы), 3 эскалатора.

Таким образом, открытие-закрытие станции Хатаи и челночного перегона никак не сказывалось на работе основной линии. Напомню, что станция Хатаи неоднократно закрывалась, из-за постоянных протечек подземных вод в перегонные тоннели. Бывали случаи, что станция не работала по несколько лет.

БАКМИЛ / БАКУ-МИЛАН (по названию расположенного рядом СП) - н аземная станция. Р асположена среди пустырей, заборов, деревьев, лишь вдалеке находятся какие-то административные здания. Автомобилей на прилегающей улице почти нет. Наземная платформа (одна!), к ней пристроено двухэтажное здание (платформа на уровне второго этажа). В проекте явно предусмотрено разделение пассажиропотоков на вход и выход, но не используется из-за отсутствия таковых. Должно быть: с платформы выход в середине, пройти насквозь по второму этажу и с другой стороны здания спуститься по лестницам - симметрично вправо и влево. На вход: между лестницами на выход - внизу двери входа, прямо напротив - касса, вправо и влево лестницы на второй этаж, из боковых залов второго этажа (между ними - проход к выходу) - двери на платформу. Реально середина второго этажа закрыта, на выход идут по одной из лестниц, предназначенных по проекту для входа (правая, если смотреть с платформы). В начале и в конце платформы есть еще по аварийному выходу, простая лестница перпендикулярно платформе, но они закрыты решётками. Если смотреть с платформы на путь: справа совсем рядом депо, слева - портал метро. Путей вообще два, но платформа только у первого. Меня отговаривали ехать на эту станцию, но мне, видимо, повезло, так как ждал я поезда совсем недолго, во всём составе набралось всего человек 5-7.

Путешествие по станциям •

Станция « Ази Асланов »

H#601 zi Aslanov

Открыта 10 декабря 2002 года

Слева от интервальных часов, табло, на котором указывается до какой станции следует прибывший поезд.

Архитекторы станции - Расим Алиев и Акиф Абдуллаев.

Тип станции - колонная мелкого заложения.

На данный момент, Ази Асланов - самая новая станция Бакинского метро. Станция имеет два выхода: выход вперёд (южный или восточный) к улице Худу Мамедова - 2 эскалатора на подъём (справа), лестница на вход, другой выход (в сторону Ахмедлы ), к улице Муххамеда Хади, - 3 эскалатора. Оба выхода ведут в подземные переходы. Станция расположена в новом районе, называемого в народе - Восьмой километр , расположенного на самой окраине города. В настоящий момент в районе станции ведётся активное жилищное строительство.

Характерная особенность станции - квадратные колонны, тогда как на большинстве остальных аналогичных станций, колонны - многогранные, приближающиеся к круглым. Эдакий национальный стиль, возможно, ассоциативно связанный со стилистикой персидской архитектуры, которая и повлияла на создание у колонн именно круглых форм, а-ля минарет.

Между тем, история строительства станции “Ази Асланов” началась ещё в середине 1980-х годов. В начале 1990-х годов в связи с распадом СССР и создавшейся в республике ситуаций, ввиду того, что не были выделены капиталовложения на строительство станции Ази Асланов , призванной завершить восточный участок, образовался застой в строительстве комплекса. С 1993 года в связи с возвращением к руководству Республикой Гейдара Алиева отношение к строительству изменилось, были даны соответствующие поручения об определении источников финансирования для продолжения строительства Бакинского метрополитена и о проведении переговоров с целью приобретения инвестиций.

Тем не менее, эти переговоры так ни к чему и не привели, и работы по строительству станции были приостановлены почти на 10 лет. И только после столь затянувшейся паузы, а особенно когда в дело в 2001 году вмешалась “имущая рука” Европейского союза, выделившая на строительство 4,5 млн. евро, работы вновь пошли интенсивным ходом. Финансирование же строительства тоннелей (5,5 млрд. манатов) целиком легло на плечи государства. Основная часть выделенных средств ушла на закупку весьма дорогостоящего оборудования и только менее половины - на само строительство.

Что же так сильно отличает новую станцию от всех ее предшественниц, в чем ее уникальность и неповторимость? Главный инженер “Азтоннельметростроя” Али Джафаров, как лицо, непосредственно принимавшее участие в процессе освоения и покорения подземных расстояний, считает, что одним из главных достоинств последнего детища Бакметрополитена (если не брать в расчет эстетическую сторону) является его техническая многофункциональность. Сюда входят и огромный вентиляционный комплекс, и ремонтный цех, и смотровая площадка вагонов, а также 24 километра дорогой кабельной продукции, оборудование электротехнической связи и сигнализация. Последние, надо отметить, самими строителями оцениваются куда дороже, чем пришедшиеся по вкусу пассажирам серый мрамор и черная гранитная облицовка иранского производства. Ко всему перечисленному остается вспомнить и о наличии на верхнем этаже станции силовой тяговой электроподстанции. Все эти достоинства и богатства вверены под контроль и обслуживание примерно шестидесяти работников.

Расстояние “Ахмедлы - Ази Асланов” составляет 1300 метров. Стремительно летящим составом они преодолеваются в течение почти одной минуты. Длина самого перрона чуть больше стандартного - 400 метров, поскольку данная станция (по крайней мере, на сегодняшний день) подразумевалась в проекте как тупиковая.

После сдачи в эксплуатацию станции Ази Асланов и протянутых к ней туннелей, на сегодняшний день, Бакинский метрополитен состоит из 20 станций и линий протяженностью 31,5 км.

Станция получила своё название в честь советского военачальника, Ази Ахад оглы Асланова.

А сланов Ази Ахад оглы - родился 22 января 1910 года в городе Ленкорань (Азербайджан) в семье рабочего. Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов. С началом Великой Отечественной войны на фронте в составе 10-й танковой дивизии. Был командиром 10 автотранспортного батальона. С августа 1941 года зампотех командира 20-го танкового полка. В декабре 1941 года назначен заместителем командира 55-й танковой бригады. С 1942 года командир 55-го отдельного танкового полка, сформированного из остатков одноименной бригады. В конце 1942 командир танковой группы уцелевших танков 3-го гвардейского мехкорпуса.

Первый бой капитан Ази Асланов принял в городе Злочев Львовской области. Сражался под Москвой, в Крыму, под Краснодаром, в районе Калача, под Сталинградом, Ростовом и на Курской Дуге. Участвовал в освобождении Украины, Белоруссии и Прибалтики.

Командир 55-го отдельного танкового полка (2-я гвардейская армия, Сталинградский фронт) подполковник Асланов особо отличился во время Сталинградской битвы. 15-19 декабря 1942 года умело руководил подразделениями, отражавшими натиск противника. Танкисты полка подбили и сожгли 30 вражеских танков, 50 автомашин и уничтожили до пехотного батальона, преградив путь врагу в районе хутора Верхне-кумский (ныне Советский Октябрьского района Волгоградской области).

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда (№ 727) подполковнику Ази Асланову присвоено 22 декабря 1942 года. Позднее гвардии генерал-майор (13.03.1944) Асланов командовал 35-й танковой бригадой. В одном из боёв на литовской земле 24 января 1945 года был смертельно ранен. Похоронен в столице Азербайджана - городе Баку.

21 июня 1991 года Ази Асланов вторично посмертно удостоен звания Герой Советского Союза за мужество и героизм, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны. Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2 степени, Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Памятники Герою установлены в Баку в Нагорном парке (бывшем имени С.М. Кирова) и в Ленкорани. Его именем названы новая станция метро в Баку, улица в городе-герое Волгограде, танкер, школы в Баку и Волгограде. В Ленкорани в 1969 году создан Дом-музей Героя. Ему посвящена поэма Е. Мееровича Ази Асланов .

При создании страницы использовалась информация из газеты Наш век и с сайта Герои страны .

Источники: http://metroworld.ruz.net/others/baku_cruise_08_28_may.htm, http://metroworld.ruz.net/others/baku_melnikov.htm, http://metroworld.ruz.net/others/baku_cruise_18_azi_aslanov.htm

Категория: Популярное | Добавил: baku-99412 (2015-09-14)
Просмотров: 572 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar