Главная » Статьи » Обо всём

Гармонь Исполнители Мугам Города Баку
гармонь исполнители мугам города баку

#8220 Мир Мугама#8221 #8211 международный фестиваль в Баку

20/03 14:28 CET

Гурманам #8211 на заметку: фестиваль шоколада в Обидуше

29/04 12:45

Фигаро #8211 тут, Фигаро #8211 там, Фигаро #8211 в Большом!

28/04 15:22

“Балкан Трафик!” поднял острые темы

27/04 13:53

Русский музей #8211 теперь и в Малаге

27/04 13:43

Любовь как наркотик

27/04 10:12

Европейский театральный форум в Будапеште

23/04 16:32

#8220 Евровидение#8221 #8211 эстонский дуэт представляет #8220 Goodbye to Yesterday#8221

23/04 10:10

#8220 Гермиона#8221 поднимает паруса

22/04 11:37

Богги из Венгрии призывает к миру

21/04 12:49

Выставка редких фотографий Мэрилин Монро откроется в Польше

21/04 09:44

Суфийская музыка: кружение поверх границ

20/04 14:56

Фестиваль стрит-арта в индустриальном декоре

20/04 14:56

Жизнь, смерть и судьба Анны Франк

16/04 12:54

Винил не умер, да здраствует винил!

16/04 10:03

Бразильская мода на подиуме в Сан-Паулу

15/04 10:31

150 лет со дня гибели Авраама Линкольна

15/04 10:27

Вкусная и здоровая пища. Для глаз

14/04 15:46

Южный стиль Дариуса Ракера

14/04 11:34

Из #8220 физиков#8221 #8211 в лирики

13/04 11:25

Вручены премии Лоуренса Оливье

Мугам открывает мир самых глубоких и тонких эмоций человеческой души

Имеющий уши, да услышит. Эти евангельские слова - о поразительном свойстве человеческого восприятия, его необъяснимой избирательности. Мир вокруг нас полон звуков, слов, идей, образов, чувств, но мы слышим лишь то, что хотим услышать и лишь тогда, когда внутренне готовы это принять.

Я так хорошо понимаю И.Н. Березина, русского востоковеда XIX века, писавшего в своем путевом журнале: Восточное пение и музыка не могут нравиться европейскому слуху по своим неистовым и странным звукам . Правда, послушав азербайджанскую музыку в одном из помещичьих домов в окрестностях Баку, он добавил: Мне случалось слышать лучших мусульманских артистов в Тегеране, Каире и Константинополе, но пение, слышанное мной у Алияр бека на Абшеронском полуострове, всегда представлялось мне более приятным .

Эту стадию глухоты к восточной музыке и пению вообще и азербайджанскому мугаму в частности прошла я сама, девочка, выросшая в Москве, в доме на Пушечной улице, что недалеко от Лубянки. В моей московской жизни 50-х годов не было ничего азербайджанского, кроме моих родителей. Когда они разговаривали друг с другом на азербайджанском, мы, дети, не понимали их языка, а когда папа тихонько для себя напевал мугам, я спрашивала испуганно: Папа, что ты воешь? Воистину, неисповедимы пути господни. Кто бы мог подумать, что судьба сыграет со мной такую шутку, сделав азербайджанский мугам центром моих научных интересов и меня автором первой в Азербайджане диссертации по мугаму.

Что есть мугам? Этот вопрос мне часто задают мои коллеги в университетах Европы, Америки, Азии. Вряд ли можно дать однозначный ответ на него. Для ученого-специалиста мугам - уникальный устный памятник классической азербайджанской музыки. Для просвещенного слушателя это - искусство высокой художественной пробы и катарсической потенции. Для нас, азербайджанцев, - это музыка, которую мы слушаем и в радости, и в горе, хотя она говорит на несколько архаическом музыкальном языке. И, в конце концов, это - репертуар мелодий, которые может спеть любой голосистый мальчишка из самого глухого села в Карабахе.

Понятие мугам в азербайджанской музыке имеет много значений, но для рядового азербайджанца первый ряд ассоциаций с этим словом связан с особым типом музыкальной речи. Мугамная мелодия, лишенная регулярного музыкального метра, напоминала бы старую церковную музыку, если бы не отличалась от нее своей эмоциональной теплотой, подвижностью. Неравномерные, то короткие, то длинные фразы и паузы, из которых складывается эта мелодия, воспроизводят непредсказуемый ритм живой человеческой речи. Тому, кто понимает его язык, мугам открывает мир самых глубоких и тонких эмоциональных состояний, на какие только способна человеческая душа. Дверь в этот мир открыта, но не всякий пройдет в нее. И барьеры здесь будут не столько геокультурные, сколько духовные. Имеющий уши, услышит!

Во всем мире через звуки азербайджанского мугама Баяты - Шираз зрители фильма Сталкер Тарковского проникались эмоциональным состоянием, охватившим героя в зоне , ощущали, как вибрировали его чувства, вдруг отпущенные на волю. Я видела публику на Тайване, которая, замерев, слушала мугам в исполнении молодого Айдына Алиева на азербайджанской гармони, боясь пропустить хоть одну фразу. Концерты прославленного певца Алима Гасымова, призера ЮНЕСКО, собирают полные залы во всех частях света.

Как в священных писаниях смысл одного и того же текста открывается ищущему с каждым разом все глубже по мере его духовного роста, так и смысл мугама открывается слушателю на уровне его собственного эмоционального развития, углубляясь по мере созревания его души.

Впервые, лет тридцать тому назад, я это осознала во время урока игры на таре, который давал учитель своему ученику. Старик мастер (это был Камил Ахмедов, великолепный педагог, сам исполнитель мугама и ансамблист) играл отрывок из мугама Сегях , самого интимного и сокровенного для азербайджанцев, а его ученик повторял отрывок до полного запоминания текста и всех нюансов его исполнения. Я слушала один и тот же музыкальный текст поочередно в исполнении мастера и его старательного ученика, и под пальцами мастера он говорил мне о человеческой боли, когда-то пережитой и загнанной глубоко внутрь, об удивительной красоте чувств, многообразии и тонкости переживаемых состояний. А в другом случае это был просто музыкальный текст, не говорящий со мной ни о чем.

Азербайджанский мугам иногда называют искусством состояний , но в череде этих сменяющих друг друга состояний человеческой души всегда есть свой порядок и смысл, свои фазы развития. Это - фазы пути восхождения духа, проходящего через различные эмоциональные стадии к экстатическому состоянию, в котором дух человека освобождается от всех социальных и эмоциональных пут. Подлинно художественное исполнение мугама всегда оставляет у слушателя это ощущение катарсиса, после которого испытываешь эмоциональный спад, некую внутреннюю пустоту.

Конечно, далеко не каждый исполнитель мугама может воплотить этот художественный замысел, лежащий в основе мугама, потому что не каждый исполнитель по масштабу своей творческой личности равен масштабу исполняемой им музыки. Да и восприятие мугама требует особой культуры слушания - сосредоточенности, полной вовлеченности в творческий процесс, когда слушание становится соучастием, а исполнение превращается в исповедь для посвященных, понимающих. Подобная форма слушания мугама отличала знаменитые литературно-музыкальные меджлисы (салонные собрания) Баку, Шемахи, Шуши и других городов Азербайджана в XIX - первой трети XX веков.

Особенность мугама как музыкального произведения в том, что его композиция не сочиняется, но воспроизводится по определенной, заранее известной схеме, матрице. Мугам в некотором смысле есть абстрактная художественная идея, которая материализуется только в момент его исполнения. Исполнитель как бы облекает ее в звуковую плоть, воссоздает ее с большей или меньшей степенью творческой свободы, пределы которой извечно балансируют на грани новаторства и верности традиции.

Кто-то назовет искусство великой иллюзией человечества, вероятно, потому, что в нем мир человеческих чувств выглядит прекраснее, чем он есть в действительности. Для меня же оно - Божий дар, через который мы входим в пространство Вечности, как сталкер в зону . Не оно принадлежит нам, но мы ему. Имеющий уши, да услышит!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. чтобы сообщить нам о ней.

Азербайджанский Мугам

06.08. / In categorynbspЗеметки

Ханенде Гаджи Гуси

Мугам #8212 уникальный памятник классической музыки Азербайджана, дошедший до настоящего времени традиционно в устной форме. Искусство мугама имеет глубокие корни в истории культуры азербайджанского народа. Независимо от индивидуального подхода, мугам воспринимается азербайджанцами как одна из главных духовных ценностей нации. В 2003 году ЮНЕСКО объявила азербайджанский мугам одним из #171 шедевров устного и нематериального наследия человечества#187 .

У понятия #171 мугам#187 #8212 много значений. Мугамами называют лады азербайджанской музыки, и в этом понимании термин #171 мугам#187 существует в азербайджанской музыкальной теории более 7 веков. Однако сегодня слово #171 мугам#187 для азербайджанцев, прежде всего, ассоциируется с определенным типом мелодий в свободном ритме, а также с музыкальным жанром, в основе которого лежит подобный мелодический стиль. Мугам #8212 общее название этого жанра, которое распространяется на все разновидности мугамных форм, из которых самой крупной по масштабу и художественной идее является дастгях. Дастгях представляет собой вокально-инструментальную композицию сюитного характера. Здесь собственно мугамы (то есть мелодии в свободном ритме) перемежаются с теснифами (ритмичными мелодиями песенного типа) и рянгами (инструментальными мелодиями, чаще всего, в танцевальных ритмах).

В составе некоторых дастгяхов также исполняются #171 зерби #8212 мугамы#187 (буквально, #171 ритмические мугамы#187 ), одночастные музыкальные композиции, в которых вокальная мелодия без определенного метра оригинально сочетается с повторяющимся ритмическим инструментальным сопровождением. Излюбленными зерби-мугамами являются #171 Семаи Шамс#187 , #171 Гераты#187 , #171 Гарабаг шикестеси#187 , #171 Ширван шикестеси#187 , #171 Кесме шикесте#187 , #171 Кюрд-афшары#187 , #171 Зерби-Мансуриййа#187 и другие. Отдельные части дастгяхов -мугамы, теснифы, рянги и зерби-мугамы #8212 могут исполняться также и самостоятельно.

Ханенде Джаббар Гарягды оглы

Искусство мугама неразрывно связано с классической поэзией. Вокальные мугамные мелодии поются на стихи, написанные в метрах #171 аруз#187 -восточной системы стихосложения. #171 Газаль#187 #8212 этот жанр классической поэзии является основной поэтической формой, используемой в мугамах. Ханенде прошлых веков отдавали наибольшее предпочтение газелям средневековых азербайджанских поэтов Низами Гянджеви (XII век), Хагани Ширвани (XII век), Имадеддина Насими (XIV век), Мухаммеда Физули (XVI век), Шаха Исмаила Хатаи (XVI век). Современные ханенде чаще обращаются к газелям Молл а Панаха Вагифа (XVIII век), Хуршид бану Натаван (XIX век), Сеид Азима Ширвани (XIX век), Алиаги Вахида (XX век). В начале XX века мугам, прежде звучавший только в домашней, камерной обстановке, впервые начинает исполняться с концертной сцены.Практика публичных мугамных концертов стала импульсом для совершенствования технических возможностей и мощности звучания традиционных музыкальных инструментов. Это, в свою очередь, привело к появлению сугубо инструментальных видов мугама. Сегодня на таких музыкальных инструментах, как тар и кяманча, могут исполняться даже целые дастгяхи. Наряду с этими и другими традиционными музыкальными инструментами, мугамы в настоящее время можно услышать также в исполнении на кларнете, гобое, гармони, рояле и даже электрогитаре, хотя их звучание не считается аутентичным для мугама. Искусство исполнения мугама требует от музыканта знания всего традиционного мугамного репертуара, а следовательно, исключительной музыкальной памяти и умения импровизировать, то есть некоторого композиторского дара. Особенность мугама, как музыкального произведения, состоит в том, что его композиция не сочиняется, а воспроизводится по определённой схеме, матрице, которую исполнитель как бы облекает в звуковую плоть, интерпретирует, владея в большей или меньшей степени творческой свободой. Согласно неписаному правилу, только совершенное знание канонов этого искусства возводит музыканта в ранг мастера, #171 устада#187 и даёт ему моральное право в глазах его коллег на некоторое -обновление этих канонов. Путь музыканта к вершинам мастерства довольно долог. С 20-х годов XX века в Азербайджане сложилась трехступенчатая система музыкального обучения, включающая начальное, среднее специальное и высшее музыкальное образование. Таким образом, профессиональное образование азербайджанские мугаматисты формально получают в течение примерно 14-15 лет.

Хотя каждый мугам и состоит из мелодий, которые когда-то кем-то были сочинены, в целом, искусство мугамата #8212 анонимно. Как прежде, так и теперь, многие исполнители, обладающие творческим даром, являются одновременно

Алим Гасымов #8212 один из высокоодарённых певцов, известных во всём мире, виртуозов мугамного пения.

авторами теснифов и рянгов, которые затем подхватываются другими музыкантами и со временем постепенно превращаются в #171 народные мелодии#187 .

Мугамная исполнительская культура сложилась из творческих достижений многих поколений блестящих музыкантов, среди которых в XIX #8212 начале XX веков известны: певцы Мирза Саттар, Абульгасан хан Азер Игбал, Джаббар Гарягды оглы, Алескер Абдуллаев, Миртаги Мирбабаев, Кечачи оглы Мухаммед, Ислам Абдуллаев, Мешади Мамед Фарзалиев, Гусейнгулу Сарабский, Сеид и Хан Шушинские, Зульфи Адигезалов, а также таристы Мирза Садыг Асад оглы, Мирза Фарадж Рзаев, Мешади Джамиль Амиров, Ширин Ахундов, Мирза Мансур Мансуров, Гурбан Примов, которые прославились не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами #8212 на всем Кавказе, в Иране, Турции, Средней Азии.

Азербайджанские музыканты с начала XX столетия стали гастролировать по Европе. В течение первых двух десятилетий прошлого века несколько европейских и российских фирм грамзаписи выпустили десятки пластинок с записями мугамов и теснифов. И сегодня такие известные азербайджанские мугаматисты, как лауреат премии ЮНЕСКО ханенде Алим Гасымов, таристы Малик Мансуров, Рамиз Гулиев, кяманчисты Габиль Алиев, Шафига Эйвазова, Элынан Мансуров и многие другие выступают в концертных залах всего мира, записывают диски в крупнейших западных компаниях.

Искусство мугама было и остается источником творческого вдохновения для азербайджанских композиторов, художников, скульпторов и поэтов.

Источники: http://ru.euronews.com//03/20/baku-world-of-mugham-festival-celebrates-traditional-music-from-azerbaijan/, http://www.rg.ru//02/26/unesco.html, http://my-baku.ru/mugam/

Категория: Обо всём | Добавил: baku-99412 (2015-09-17)
Просмотров: 185 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar