Главная » Статьи » Новое |
Новости: 29.04.15 Электронный каталог и видео-сюжеты Салона Архимед- 10.04.15 Итоги 18-го Московского международного Салона изобретений и инновационных технологий «Архимед» 10.01.15 Компания ООО «ИнновЭкспо» объявляет прием заявок от организаций на выполнение следующих видов работ и услуг 24.12.14 Визит делегации московских изобретателей в г. Тайбэй (Республика Тайвань) и г. Гонконг (Республика Китай) 10.12.14 Круглый стол «Роль московских изобретателей и рационализаторов в развитии инновационной экономики столицы» 21.11.14 Итоги участия клуба Архимед в 39-м Хорватском салоне инноваций «INOVA-» 24.10.14 Итоги участия клуба Архимед в Международном фестивале инноваций, знаний и творчества Тесла Фест 11.06.14 Поездка в штаб-квартиру Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) 13.05.14 12.05.14 Видео-репортажи Салона Архимед- доступны к просмотру на портале InnovExpo.ru! 09.04.14 Итоги Салона «АРХИМЕД- » 28.03.14 Пресс-релиз Салона АРХИМЕД- . 15.03.14 Итоги конкурсов «Инновационный потенциал молодежи Москвы» «Лучший изобретатель Москвы», «Лучший инновационный проект Москвы», «Лучший инновационный проект в интересах строительной индустрии города Москвы». Годы жизни и деятельности1887, 23 августа - в семье рижского врача, доктора медицины Артура Константиновича Цандера и его жены, дочери саксонского камергера и музыканта Готшалька, Елены Цандер, родился мальчик, названный родителями Фридрихом. Он был в родительской семье четвертым ребенком. 1889 - рождение сестры Елены и смерть матери при родах. Детей воспитывал отец, увлекавшийся естественными науками и техникой. Родившийся в 1854 году в купеческой семье, он окончил Рижскую губернскую гимназию, затем, в 1881 году - Дерптский (ныне Тартуский) университет. Далее для продолжения образования он отправился в Вену, где защитил докторскую диссертацию, и, вернувшись в Ригу, начал заниматься врачебной практикой. Именно он своими рассуждениями о возможной разумной жизни на других планетах развил в любознательном мальчике стремление лететь к звездам. Рассказы отца о полетах Отто Лилиенталя и запуски воздушных змеев возбудили в мальчике мысль, нельзя ли добиться перелета на другие планеты. Эта мысль не оставляла Фридриха всю жизнь. Мальчик любил читать. В доме отца была неплохая библиотека. Особенно нравились ему книги по астрономии и научно-фантастические, в частности, романы Жюля Верна. 1891 - женитьба отца на Берте Августовне Конради, двадцатилетней экономке, работавшей у них в доме и ставшей детям второй матерью. Вскоре родилась дочь Маргарита, ставшая сестрой ранее родившимся детям и особенно близкой - Фридриху. 1894 - поездка А.К. Цандера в Баку и закаспийские области России. Привезена уникальная коллекция пресмыкающихся и земноводных. 1896 - Фридрих Цандер определен в частное приготовительное училище, дававшее подготовку для поступления в реальное училище. Трехгодичный курс Фридрих преодолевает за два года (сказались старания отца) 1898 - Фридрих Цандер зачислен в первый класс Рижского городского реального училища, готовившего специалистов для промышленности и торговли. 1904, 30 января - гибель под поездом Роберта Цандера, старшего брата Фридриха. Отец приглашает жить в свой дом Вальтера Конради, младшего брата жены. 1905 - Фридрих Цандер заканчивает реальное училище первым учеником. В последнем классе Фридрих по рекомендации одного из преподавателей знакомится с трудом Циолковского Исследование мировых пространств реактивными приборами . Это укрепило его в мысли вплотную заняться проблемой межпланетных полетов. 1905 - Фридрих Цандер поступает на первый курс механического отделения Рижского Политехнического института. 1905 - 1907 - Фридрих уезжает из Риги (администрация, напуганная революцией 1905 года, временно закрывает институт), заканчивает Высшее Королевское техническое училище в Данциге и лишь потом возвращается в альма матер 1908
1909 - Цандер высказывает мысль о возможности использования в качестве топлива отработавших частей самой ракеты. 1910
1912, 18 сентября - Цандер приходит к доказательству возможности выхода космического аппарата на орбиту Солнца, используя известные виды топлива. Идея была доказана еще Циолковским. но Цандер пришел к этому самостоятельно! Работая над вопросами динамики такого полета, Цандер ранее Циолковского и Оберта приходит к весьма плодотворной идее отбрасывания отработавших ступеней. Лишь у американского пионера ракетной техники Роберта Годдарда эта идея зафиксирована ранее - в январе 1909 года (в 1914 году Годдард получает патент на проект двухступенчатой твердотопливной ракеты). Параллельно Цандер приходит к мысли о возможности сжигания отработанных ступеней (в общем случае он эту мысль высказывал еще в 1909 году). В настоящее время, правда, считается более выгодным возврат дорогостоящих ракетных ступеней на Землю, хотя идея использовать в качестве вторичного топлива другие металлоконструкции вызвала большой интерес и находит практическую реализацию на твердотопливных ракетах. 1914 - после окончания института Цандер поступает на завод Проводник , являвшийся отраслевым гигантом того времени и выпускавший различные резиновые изделия. Цандер и здесь остался верен себе - диплом с отличием давал ему право самому выбрать место работы и он решил изучить производство и свойства резины, чтобы в дальнейшем применить эти знания для космических нужд! 1915 - в связи с приближением фронта к Риге завод со всем персоналом эвакуируется в Москву 1915 - 1917 - Цандер проводит эксперименты по оранжерее авиационной легкости или, выражаясь современным языком, по системе жизнеобеспечения. Он выращивает в древесном угле горох, капусту и другие овощи. 1919 - Цандер переходит работать на авиационный завод Мотор 1921, конец (по другим данным - начало 1922) - встреча Цандера с лидером большевистского правительства В.И. Ульяновым-Лениным. Беседа о проблемах межпланетных сообщений. По-разному можно оценивать сущность коммунистической идеологии и личностные качества предводителей большевистского режима. Но факт не оставляет сомнений - всю жизнь Фридрих Цандер подчеркивал огромный идейный кругозор своего визави, колоссальный энергетический импульс, исходивший от этого человека, и то, как окрылила его эта беседа. Цандер решает уйти с завода и работать дома, чтобы быстрее решить поставленные перед собой задачи 1922 - 1923 - Фридрих Цандер получает длительный отпуск и напряженно работает дома. В отпускном свидетельстве, выданном ему, сказано: . отпуск предоставляется для разработки проекта аэроплана для вылета из земной атмосферы и двигателя к нему . Чтобы помочь изобретателю, рабочие завода Мотор отчислили из своей зарплаты его 2-хмесячный заработок. 1923
1926, октябрь - Цандер начинает работу в Центральном конструкторском бюро Авиационного треста. 1927, февраль
Чрезмерное напряжение, работа буквально на износ, вызвали сильное переутомление. По настоянию коллектива и врачей Ф.А. Цандер уехал отдыхать и лечиться в Кисловодск. По дороге он заразился брюшным тифом. Ослабленный организм не справился с болезнью и талантливейший инженeр-конструктор скончался на 46-м году жизни. 1933, 28 марта - смерть Ф.А.Цандера в Кисловодске. В том же 1933 году в Подмосковье состоялся запуск первых двух советских ракет. На одной из них стоял двигатель Цандера. Так было положено начало практическому исследованию космоса в России. И роль Фридриха Артуровича Цандера состоит в том, что он был первым в нашей стране инженером, подчинившим свою практическую деятельность решению задач, связанных с осуществленим космических полетов. Монахов С.С. 1997 Copyright 1997 Александр Красников kai@aha.ru Последние изменения внесены 19 Марта 1997 г. Родился 21 июля 1905 года в селе Цмакаох , ныне - Мардакертского района ( Нагорный Карабах ). В семнадцатилетнем возрасте Андроник Иосифьян вступил в Красную армию , служил телефонистом в батальоне связи . В 1925 году после окончания Рабфака он поступил на Электромеханический факультет Бакинского политехнического института . Будучи студентом. сделал открытие. создав электромеханическую пушку . Одновременно работал электромонтером на первой в стране электрифицированной железной дороге . С 1931-го по 1941 год работал в Москве во Всесоюзном электротехническом институте имени В.И. Ленина. причём с 1932 года возглавлял лабораторию с собственной программой исследований . Многие его работы. линейные двигатели. бесконтактный сельсин , электромагнитные усилители мощности ( амплидины ). тиратропные схемы синхронного слежения за летающими объектами. электрические машины минимального веса для летательных аппаратов , синхронно-следящие системы как автоматического регулирования , так и с дистанционным управлением — явились значительным прорывом в соответствующем направлении электротехники . Некоторые разработки опережали своё время : в 1930-е годы в стенах ВЭИ ему удалось изготовить асинхронный двигатель рекордно малого веса и с его помощью поднять в воздух электровертолёт . Правда. он был связан с землей электрокабелем и использовался только для подъема в качестве наблюдательного поста . В 1936 году А.Г. Иосифьян впервые в СССР предложил использовать тиратроны в системах слежения для управления в электромашинах постоянного тока . Он разработал теорию и конструкцию следящей системы с тиратронным усилителем , управляющим машинами постоянного тока . Всего до начала войны Иосифьяну было выдано 13 авторских свидетельств на изобретения . В середине 1930-х годов на Всемирной выставке в Нью-Йорке. на площадке в тридцать квадратных метров была представлена панорама Магнитогорска . В панораме было проложено более шестидесяти метров железнодорожных путей , по которым бесперебойно двигались модели железнодорожных составов . Так была реализована идея магнитофугальной железной дороги инженера Иосифьяна — движение поездов по ней осуществлялось за счёт магнитного поля и управлялось специальным автоматом без какого-либо участия человека . Практическая реализация этой идеи. приведшей к появлению сверхскоростных поездов. началась в ФРГ и Японии в 1975-1980 годах. По заданию Наркомата обороны и Военно-морского флота , А.Г. Иосифьян вместе с физиками Вульфсоном и Смирновым разработали теплогенератор . Это был прожектор. который ловит корабль в радиусе 8 км и следит за ним с помощью синхронно-следящей системы и датчиков инфракрасного излучения от горячих труб корабля . Это был первый опыт в направлении. предшествующем радиолокации. в которой синхронно-следящие системы Иосифьяна нашли самое широкое применение . В 1940 году в процессе испытаний И.В. Сталину демонстрировалась созданная в лаборатории Иосифьяна многоорудийная магнитная система. управляемая от блока прецизионной наводки при стрельбе. В сентябре 1941 года, когда фашисты стремительно приближались к Москве , А.Г. Иосифьян был назначен Директором фактически не существовавшего Государственного союзного завода № 627 по созданию новых образцов военной электротехники . В кратчайший срок в пустых помещениях эвакуированного предприятия он развернул производство и научные лаборатории. электрические машины. сельсины для систем управления артиллерийским огнём. авиации и радиолокации. амплидины , радиостанции, комплексные системы электропитания. следящие приводы , средства автоматики. дизельные газотурбинные агрегаты появились на фронте уже в 1942 году. За два года существования завод оформился как единственный в стране Институт малого и среднего электромашино- и аппаратостроения и электротехнических материалов ( изоляция. лаки. металлокерамика. новые типы магнитов родились в этом же коллективе ) . В цехах завода изготовлялись сухопутные электротанкетки на случай прорыва немецких танков к Москве . В боях на московских улицах они не понадобились. но свою роль электротанкетки сыграли при прорыве обороны немцев на Синявинских высотах под Ленинградом , где перед тем была уложена целая дивизия в безуспешной попытке прорвать оборону. В конце войны Институт был преобразован в Научно-исследовательский институт электромеханики ( НИИ-627 ). ориентировав его на разработку новейших образцов электротехники и комплексных систем электромеханики с использованием последних достижений фундаментальной и прикладной науки . Так государство , отдавая дань творческим достижениям и богатому опыту коллектива. стимулировало инициативу Иосифьяна. который взялся за создание системы управления орудийным огнем и всего электротехнического оборудования тяжёлого бомбардировщика ТУ-4 - аналога американской летающей крепости Б-29 — на отечественных материалах и оборудовании . Авиационная промышленность страны в то время не была готова к решению подобной задачи . С 1945-го по 1948 году специалисты НИИ-627 под руководством А.Г. Иосифьяна создали 42 типа электрических машин и аппаратов. не уступающих американским аналогам . Практически одновременно. оценивая обстановку на перспективу. Андроник Гевондович начал готовить институт к разработке электротехнических изделий для ракет . Ведущие специалисты изучали трофейные материалы по немецким ракетам Фау-1 и Фау-2 , готовились к созданию собственных конструкций . Поэтому с развертыванием работ по ракетам в СССР А.Г. Иосифьян становится Главным конструктором по бортовой электронике . В этот же период он позволил себе недозволенную инициативу — почти подпольно руководил созданием в НИИ-627 совместно с Лабораторией управляющих машинных систем АН СССР первой в стране цифровой малогабаритной электронно-вычислительной машины М-3 . И это тогда. когда кибернетика считалась у нас лженаукой . В 1956 году совместно с математиком и будущим членом-корреспондентом Академии наук СССР С ергеем Никитовичем Мергеляном Андроник Гевондович основал в Ереване Институт математических машин. В 1955-1965 годах он являлся Главным редактором журнала Электротехника . В 1959 году НИИ-627 преобразовали во Всесоюзный Научно-исследовательский институт электромеханики ( ВНИИЭМ ) с многочисленными филиалами и отделениями по всей стране . Так что сегодня многие бывшие союзные республики во многом обязаны этой организации становлением своей электропромышленности. Поразителен спектр направлений. в которых ВНИИЭМ достиг выдающихся результатов под руководством А.Г. Иосифьяна : • единые серии электрических машин общепромышленного назначения, микродвигателей, двигателей постоянного тока • семейство автономных передвижных электростанций для вооруженных сил, авиации, радиолокации, средств связи, сельского хозяйства • целый ряд агрегатов, комплексного оборудования и силовых систем для ядерной энергетики, электротехнические и электроизоляционные материалы, низковольтная аппаратура, преобразовательная техника • электровоз, электромобиль, электротрактор • электрические машины рекордно малого веса для летательных аппаратов • машины с использованием явления сверхпроводимости • микро-ГЭС для села • управляющие вычислительные машины • системы автоматизированного контроля и проектирования • информационные и автоматизированные испытательные системы. Крупные разработки института в области новой военной электротехники использовали в народном хозяйстве. что способствовало общему подъему технического уровня многих отраслей . Так. идея слияния в единую систему силового электрооборудования и управляющей электроники была реализована на атомных ледоколах и подводных лодках , прокатных станах. в управлении и защите ядерных реакторов атомных электростанций. в электромеханических комплексах космических аппаратов . И неудивительно. что Андроник Гевондович Иосифьян стал одним из ведущих специалистов в области практической космонавтики. С момента начала работ по созданию ракет-носителей и освоению космоса Андроник Гевондович Иосифьян и руководимый им институт привлекаются к разработке электротехнического оборудования ракет . Первой была знаменитая ракета Р-7 созданная под руководством Сергея Павловича Королёва. с помощью которой сначала был выведен на орбиту первый спутник. а затем и первый космический корабль Восток с человеком на борту .
А.Г. Иосифьян принимал участие в испытании ракеты Р-16. 24 октября 1960 года он чудом остался жив случайно после взрыва этой ракеты на 41-й площадке Научно-испытательного исследовательского полигона № 5 Министерства обороны СССР. известного как Космодром Байконур. Созданная по инициативе и при активном участии А.Г. Иосифьяна автоматизированная система комплексных испытаний спутника - АИСТ быстро получила самое широкое распространение . 13 апреля 1963 года и 13 декабря этого же года с полигона Капустин Яр были осуществлены запуски спутников Космос-14 и Космос-23 ( соответственно ) . Спутники являлись первыми в мире космическими электротехническими лабораториями Омега созданными во ВНИИЭМ . Целью полётов этих лабораторий являлось исследование основных электромеханических систем в условиях космического полёта. а также проведение метеорологических исследований. Кроме этого, в полёте спутника Космос-14 впервые была испытана трёхосная система пространственной ориентации. использующая разработанные для этой цели электродвигатели и маховики для стабилизации спутника. а также системы магнитной разрядки. что позволяло экономить топливо . Для солнечных батарей под руководством А.Г. Иосифьяна была разработана специальная система ориентации из 12-ти силовых гироскопов . Проект спутника. принятый на конкурсной основе Межведомственной комиссией Академии наук СССР. был осуществлен менее чем за год - 25 июня 1966 года был запущен Космос-122 - первый метеорологический спутник системы Метеор . С запуском двух спутников Космос-144 ( 25 февраля 1967 года ) и Космос-156 ( 27 апреля 1967 года ) была создана оперативная метеорологическая система , которая в дальнейшем восполнялась аналогичными спутниками. получившими название Метеор , после опытной эксплуатации и приемки Госкомиссией стала Государственной метеорологической системой. В последующем на базе спутников Метеор под руководством Иосифьяна были созданы искусственные спутники Метеор-2 . Метеор-Природа и Интеркосмос-22 ( Болгария-1300 ) , созданный в интеграции с ведущими научными организациями Болгарии и предназначенный для исследования явлений космической физики . В 1969-1971 годах ВНИИЭМ возглавил создание новой единой серии асинхронных двигателей . Была организована комплексная разработка их конструкции и технологии производства . В последующем , под руководством Андроника Гевондовича Иосифьяна была разработана практически вся электротехническая часть космических кораблей серии Союз , Союз Т и Союз ТМ автоматических транспортных грузовых кораблей серии Прогресс . долговременных орбитальных станций Салют и Мир . Несколько типов бесконтактных электродвигателей постоянного тока нашли применение в действующей сегодня Международной Космической станции. В 197 4 году Андроник Гевондович ушёл на пенсию, но он продолжил работать в родном институте оставаясь его Научным руководителем. В 1941 году А.Г. Иосифьяну присвоено учёное звание Профессора . В 1945 году Андроник Гевондович Иосифьян был избран членом-корреспондентом, а в 1950 году - Действительным членом Академии наук Армянской ССР . В 1960 году ему присвоена учёная степень доктора технических наук . Он являлся Председателем Научного совета по космической электрорадиотехнике и электронике Академии наук СССР. вице-президентом и членом Президиума Академии наук Армянской ССР ( в 1950-1955-м. в 1971-1975-м и в 1981-1986 годах ). Награды. За большие успехи, достигнутые в развитии ракетной промышленности, науки и техники, успешное осуществление первого в мире полета Советского человека в космическое пространство на корабле-спутнике Восток , Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года Андронику Гевондовичу Иосифьяну присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали Серп и Молот . Постановление м С овета Народных комиссаров СССР от 8 апреля 1949 года За разработку конструкции и освоение производства электрических машин Андроник Гевондович Иосифьян был удостоен Сталинской премии III степени в размере 50 000 рублей, в составе коллектива разработчиков, в который кроме него вошли : Костенко Михаил Полиевктович - член-корреспондент АН СССР Моносзон Наум Абрамович - инженер завода Сорокер Теодор Густавович - профессор НИИ Явлинский Натан Аронович - начальник лаборатории ВЭТИ Эпштейн Яков Соломонович - инженер завода. Постановление м ЦК КПСС и Совета Министров СССР За создание и серийное освоение всесоюзной единой серии асинхронных электродвигателей 4а Андроник Гевондович Иосифьян был удостоен Государственной премии СССР за 1979 года в составе коллектива разработчиков, в который кроме него вошли. Бакумов Юрий Викторович Вороновский Геннадий Петрович - заместитель Министра электронной промышленности СССР Газаров Леон Александрович - главный конструктор ВНИКТИПП Зинченко Олег Леонидович - заместитель начальника отдела Госплана СССР Сорокер Теодор Густавович - начальник сектора, сотрудник ВНИИЭМ Кестлер Хорст ( ГДР ) - руковoдитель группы народного предприятия Станкостроитедьный завод ( Плауэн ) Нихофф Герхард ( ГДР ) - заместитель Генерального директора народного предприятия Комбинат электромашиностроения ( Дрезден ) Климович Геннадий Михайлович - инженер-технолог Могилёвского завода Электродвигатель имени 50-летия СССР Костромин Виктор Григорьевич - директор ВНИПКИТЭМ Петров Виктор Михайлович - директор НИПЕТИЭМ Радин Владимир Исакович - Главный конструктор Московского электромашиностроительного завда имени Владимира Ильича. Постановление м Комитета по Ленинским премиям в области науки и техники За создание метеорологической космической системы, обеспечивающей с помощью Искусственных спутников Земли Метеор получение и оперативную обработку глобальной метеорологической информации для нужд народного хозяйства Андроник Гевондович Иосифьян был удостоен Ленинской премии за 1970 год. Указом Президиума Верховного Совета СССР За выполнение специальных заданий Правительства СССР в 1942 году Андроник Гевондович Иосифьян был награждён орденом Ленина. Указом Президиума Верховного Совета СССР За успешное осуществление запуска Первого в Мире искусственного спутника Земли и искусственного спутника с живым существом ( собакой - прим. Е.Р. ) на борту в 1957 году Андроник Гевондович Иосифьян был награждён орденом Ленина. Кроме этого он был награждён ещё одним орденом Ленина ( 1975 ). двумя орденами Трудового Красного Знамени ( 1952, 1956 ) , За обороны Москвы . Источники: http://www.innovexpo.ru/index3.php%3Fid%3D63, http://space.hobby.ru/firsts/tsander.html, http://sm.evg-rumjantsev.ru/des3/iosifjan.html | |
Просмотров: 838 | |
Всего комментариев: 0 | |