Главная » Статьи » Голос города

Все О Рилигии В Баку
все о рилигии в баку

Станьте экспертом

Эксперты по Баку

анна костромина

96 мест, 21 мнение, 161 фотография, 3 совета

Svetlana Serova

6 мест, 7 мнений, 8 фотографий, 3 совета

Andrey Smith

13 фотографий, 1 совет

Andrey Sychev

Итоговый документ Всемирного саммита религиозных лидеров (Баку, 26-27 апреля 2010 года)

27 апреля 2010 г. 12:00

26-27 апреля 2010 года в Баку состоялся Всемирный саммит религиозных лидеров. Работу первого пленарного заседания возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

***

Мы, участники Всемирного саммита религиозных лидеров — главы и представители христианских, мусульманских, иудейских, буддийских и индуистских общин из 32 стран, — собрались в Баку для обсуждения актуальных тем нашего времени, среди которых мы на данной встрече особо выделили тему влияния глобализации на религию и традиционные ценности.

Глобализация экономики, политики, права, культуры остается неоднозначным процессом. Она принесла немало практической пользы для развития производства, торговли, науки, образования, для ответов на общие вызовы в области безопасности и охраны окружающей среды. Международные контакты помогают верующим защищать права в современных полиэтничных и полирелигиозных обществах. Однако влияние глобальных процессов на духовную сферу многими оценивается критически.

В связи с глобализацией подчас делаются призывы отказаться от самобытности и целостности культур и религий, прийти к синкретической системе взглядов, к «смешению вер». Однако история конца прошлого и начала нынешнего века показала, что такой подход ведет не к объединению, а к еще большему разделению людей.

Зная это, считаем важным сохранить возможность для человека свободного следования своему мировоззрению, даже если оно не нравится мировым элитам, а для народа — своему образу жизни, даже если кто-то считает его недостаточно «прогрессивным».

Новые информационные технологии облегчили взаимосвязи между людьми, предоставили им новые возможности для самовыражения. Так, верующим стало легче общаться с единоверцами из других стран. Контакты, которые раньше требовали многомесячных путешествий, сейчас устанавливаются в считанные секунды. Практически каждая религиозная община сегодня может рассказать о себе в глобальной сети. С другой стороны, в общем информационном пространстве все сильнее слышны голоса экстремистов, фанатиков, лжемиссионеров, глашатаев войны и террора, тех, призывает к вражде и насилию, оскорбляет чувства инаковерующих или вообще всех верующих людей.

Глобализация не устранила угроз безопасности государств, народов и индивидуумов. В нынешнем мире не преодолены такие вызовы прошлых веков, как голод, социальное неравенство, загрязнение окружающей среды, вооруженные конфликты на этнорелигиозной почве. Более того, к этим проблемам добавились новые.

Богатые страны становятся богаче, а бедные — беднее. Несправедливое распределение мировых доходов вызывает все больше критики. В доминирующей политической и экономической культуре ценность человека и народа нивелируется алчной погоней за материальным благополучием, комфортом, развлечениями. В малом количестве стран строится общество высокого, а иногда и чрезмерного потребления. Многие считают, что это происходит за счет давней и нынешней эксплуатации стран «второго» и «третьего» мира. Сегодня религиозные общины способны дать адекватный ответ на этот вызов, предложив альтернативные модели развития хозяйствования, в основе которых общие для многих народов духовные ценности — справедливость, солидарность, любовь и уважение к человеку, к многовековым традициям и культуре наших народов. Религиозные лидеры могут внести важный вклад в разрешение мировых экономических и социальных проблем как на макроуровне международных контактов, так и на уровне своей страны и конкретной общины.

Терроризм, некогда привязанный к конкретным регионам, сейчас приобрел международный характер, и борьба с ним заметно усложнилась. Люди, сеющие смерть и разрушение, пытаются использовать религиозные лозунги для прикрытия своих целей. Некоторые из них именуют себя «религиозными деятелями» и уже создают целые альтернативные «богословские теории», оправдывающие убийство людей по религиозному и национальному признаку. Еще более цинично ведут себя те, кто финансирует терроризм или обеспечивает распространение связанной с ним идеологии.

Религиозные лидеры многократно заявляли, что акты террора — это преступления с точки зрения любого традиционного вероучения. Однако не следует думать, что деятели религий в состоянии исправить мир только собственными силами. Их призывы действуют лишь на людей, открытых к доводам веры и разума. Закоренелые же преступники, к сожалению, гораздо лучше понимают язык силы. Вот почему религиозно-политические доктрины, оправдывающие агрессивное насилие против мирных людей, должны быть запрещены во всем мире, как запрещен во многих странах нацизм. В то же время мы знаем: идею может победить только идея, поэтому именно традиционные религиозные общины призваны противостоять искажению религиозных ценностей в угоду экстремистам и террористам. Для этого, в частности, нужно не только сохранить или возродить традицию религиозного образования и просвещения, но и наполнить ее духом мира и веротерпимости.

Серьезной проблемой для всего мира остается наркомания, которая ежегодно уносит миллионы человеческих жизней. Международные наркокартели действуют подобно террористическим организациям, постоянно расширяя круг вовлеченных в потребление наркотиков людей и наживая миллиарды на их страданиях и смерти. Как и в случае с терроризмом, борьба с наркоторговлей должна вестись последовательно и бескомпромиссно, силами всего международного сообщества.

Многие в современном мире пытаются вытеснить религию на периферию общественной жизни. Эти люди настаивают на секулярности публичного пространства, исключая в нем любые выражения религиозности. Параллельно отрицается сам факт присутствия в человеке и обществе неизменных моральных установлений. Это открывает путь к полному нравственному нигилизму. Если нравственные нормы и впредь будут размываться и видоизменяться в зависимости от моды, выгоды, практической целесообразности, то человечество ждет гибель. Ни знания, ни технические достижения, ни законы не спасут мир, в котором не будет морального измерения жизни, не будет вечного и неизменного нравственного закона, данного людям Творцом.

В нынешних условиях как никогда важным становится сотрудничество традиционных религиозных общин. Ответственность за будущее мира побуждает нас сообща заявлять о недопустимости компромиссов в выборе между грехом и добродетелью, вместе противостоять эгоизму, алчности, вражде.

Мы призываем к миру, в котором каждое государство хранило бы целостность своей территории. Одновременно в этом мире каждый народ должен развиваться свободно и нестесненно, решая свою судьбу и принимая адекватное участие в принятии всех международных актов, затрагивающих его жизнь. Возникающие конфликты должны разрешаться справедливо, с учетом интересов всех их участников, на основе норм и принципов, принятых международным сообществом.

За последнее столетие верующие смогли сделать духовные ценности вдохновляющими даже для дипломатии. На политические саммиты все чаще приглашаются духовные лидеры, многие страны делают содействие межрелигиозному диалогу одним из приоритетов своей политики. Да, призывы к миру зачастую слышны гораздо слабее призывов воевать. Однако именно благодаря людям доброй воли планету еще не захлестнула новая мировая война. В этом свете высокой оценки заслуживают недавние инициативы ООН и ЮНЕСКО по развитию сотрудничества религиозных общин и их диалога с политиками. Мы поддерживаем предложения по религиозному измерению панели ЮНЕСКО «Мир и диалог культур», которые были приняты группой высокого уровня в партнерстве с ЮНЕСКО, заседавшей в рамках настоящего саммита. Убеждены, что эффективный механизм диалога с международным сообществом будет способствовать поиску путей преодоления негативных последствий глобализации, изменению к лучшему мирового политического, экономического и правового уклада.

Мы призываем развивать межрелигиозное сотрудничество на всех уровнях и во всех форматах — в частности, считаем полезным создание в наших странах и их регионах межрелигиозных советов. Совместные действия могут практиковаться и на местах, особенно в сфере социальной работы и воспитания молодежи.

Более чем полувековая история регулярных встреч между религиозными лидерами наглядно показала, как много они могут сделать сообща. Альтернативы межрелигиозному диалогу не было в XX веке, нет ее и сейчас. И мы, религиозные лидеры, должны делать все, что в наших силах, для поддержания мира между странами и народами.

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии Всемирного саммита религиозных лидеров в Баку

26 апреля 2010 г. 11:30

26 апреля 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии Всемирного саммита религиозных лидеров в Баку.

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый господин Президент! Достоуважаемый шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде! Уважаемые религиозные лидеры и гости саммита!

Рад приветствовать участников этого высокого собрания. Предваряя основную часть своего выступления, я хотел бы выразить признательность Президенту Республики Азербайджан Ильхаму Гейдаровичу Алиеву, который всемерно поддержал саммит. Полагаю важным упомянуть роль в его организации Межрелигиозного совета СНГ и прежде всего нашего гостеприимного хозяина — председателя Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде.

Наши дискуссии по проблемам, с которыми сталкивается человеческая цивилизация, уже становятся традиционными. Это происходит благодаря тому, что религиозные лидеры сохраняют добрую волю к диалогу, несмотря на попытки посеять вражду между верующими.

Тема нынешнего саммита — «Глобализация, религия, традиционные ценности». В наше время религиозные общины сталкиваются с очень серьезными вызовами. Среди них — попытки устранить религиозность из общественной сферы и одновременно — попытки использовать чувства верующих в недобрых, а иногда и преступных целях.

В современном мире, особенно в Европе, достаточно влиятельны те, кто рассматривает любую обращенность человека к Богу как нечто мешающее прогрессу и развитию, как явление, которое ради общего блага надо поскорее оставить в прошлом. Вместе с религиозностью отвергаются традиционная нравственность, представления о браке как союзе между мужчиной и женщиной, неприкосновенность человеческой жизни.

Религия и нравственность в данном случае считаются феноменами, неохотно терпимыми в частной жизни, но подлежащими изгнанию из общественной сферы. В качестве предлога для этого подчас используется полиэтнический и полирелигиозный характер современного общества. Нередко в ряде европейских стран возникает комическая ситуация, когда определенные круги требуют, например, удалить из публичного языка название «Рождество», а с улиц — рождественские украшения, чтобы, как они объясняют, «не обидеть мусульман», а сами мусульмане в это время выступают против таких мер.

Но осуществим ли проект будущего без религии — будущего, в котором имя Божие будет забыто?

Нельзя не поразиться историческому беспамятству тех, кто продвигает этот проект. «Вообразите себе мир без религии», — восклицает один известный атеистический публицист, полагая, что без религии мир был бы лучше. Многим из здесь присутствующих не нужно воображать себе такой мир — мы в нем родились и выросли. Великий безрелигиозный эксперимент уже был поставлен, общество, в котором религия была изгнана из публичной сферы, уже было построено. Мы знаем, какой ценой это было сделано и к чему это привело: опыт тоталитарных диктатур ХХ века слишком дорого обошелся человечеству, чтобы его забывать. От сожженных церквей Испании до Бутовского полигона под Москвой, от монастырей, превращенных в концлагеря, до «полей смерти» Кампучии — везде враждебность к религии и желание устроить новый мир на началах, полностью исключающих духовную реальность, приводили к одним и тем же результатам.

Как показывает опыт ХХ века, религию можно успешно выдавить из общественной сферы — но только вместе со всеми правами и свободами, благополучием и элементарной безопасностью. В нетоталитарном мире, в мире, где у людей есть хоть немного свободы, религия всегда будет сохранять свое присутствие и влияние. Уже больше двухсот лет религии предрекают исчезновение — но ничего подобного не происходит, потому что люди — существа по природе своей религиозные, ищущие высшей правды, конечной надежды и вечного смысла жизни. Любой реалистический подход к миру и его проблемам должен это учитывать.

Процесс глобализации, свидетелями которого мы являемся, было бы неверно рассматривать в исключительно мрачных или исключительно розовых тонах. Он несет в себе как новые возможности, так и новые проблемы, как бесспорные блага, так и несомненные опасности.

Лишь недавно человечество начало осознавать взаимосвязь национальных и глобальных интересов. Этому способствовали и способствуют общие вызовы, такие как международный терроризм, кризис мировой экономики или экологический кризис, затрагивающие все страны. Рост влияния международного права привел к тому, что все большее число конституций устанавливают его приоритет. Это, в свою очередь, нередко ставит в зависимость правовую и политическую сферу малых или небогатых государств по отношению к странам-лидерам.

Двоякий эффект поддержки и закрепощения проявляется и при рассмотрении глобализации экономики. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает формальные условия для доступа народов к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов и стимулирует торговлю. С другой стороны, глобализация несет негативные последствия: это потеря ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард», разорение малого бизнеса, глобализация крайних форм конкуренции, увеличение социального неравенства в глобальном масштабе.

Взаимообщение на политическом уровне, партнерская деятельность в экономической сфере способны компенсировать некоторые побочные эффекты глобализации. Но избежать всех негативных последствий этого процесса возможно исключительно при сохранении свободы народов в культурной и религиозной сферах, которые отвечают за формирование национальной самобытности. Потеря национальной самобытности — это открытие шлюзов для того, чтобы негативные последствия глобализации стали необратимыми в масштабах планеты.

Было бы неверно подходить ко всем мировым культурам с требованием унификации, соответствия какому-то одному стандарту общественного устроения. Как мы видим, попытки внешним давлением или даже вооруженной силой навязывать народам чуждые цивилизационные формы не приводят ни к чему, кроме хаоса и умножения людских страданий. Подлинный прогресс возможен только тогда, когда он является естественным продолжением цивилизационных традиций.

Обратив внимание на библейское откровение, мы увидим, что природа человека сотворена Богом и наделена Им свойствами по Его образу и подобию (см. Быт. 1, 26). Именно на этом основании можно утверждать, что человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством. С точки зрения безрелигиозной этики, единственным ограничителем свободы человека является свобода других людей. Но это приводит к дезориентации в нравственной сфере. Тезис «сколько людей, столько и мнений» нивелирует понятие абсолютной нравственной нормы. Такая позиция способна привести к тяжелейшим последствиям и в политике, и в экономике.

Нынешнее развитие человеческой цивилизации создало условия, при которых под угрозой оказалось само существование жизни на планете. Глобальный кризис затронул все стороны человеческого существования: миллионы людей умирают от голода и болезней, растет преступность, антропогенные факторы производят такие изменения в окружающей среде, которые могут сделать ее непригодной для дальнейшей жизни человека.

Человечество хронически страдает от этих проблем, потому что они носят прежде всего этический и духовный характер. Катастрофы внешнего мира отражают кризис мировоззрения и системы ценностей современного человечества. Поэтому безуспешны попытки решать эти проблемы, игнорируя духовный аспект.

Мы должны рассмотреть еще одну опасность — попытку использования религии, религиозных символов и религиозной идентичности в низменных целях. Ирландский мыслитель Эдмунд Берк сказал: «Единственное, что нужно для триумфа зла — это чтобы хорошие люди ничего не делали». Мы не можем позволить себе ничего не делать перед лицом попыток посеять вражду и рознь между представителями различных цивилизаций.

Современное общество должно осознать, что свободная деятельность традиционных религиозных общин становится одним из условий духовной и физической безопасности людей. Нельзя победить терроризм исключительно полицейскими методами. Эффективное противодействие этому злу, пытающемуся навязать людям ложные ценности, возможно только через укорененность в ценностях настоящих, через подлинную религиозную традицию, которая исключает всякое использование религии в злых целях.

Межрелигиозный диалог должен сыграть ключевую роль в нахождении всечеловеческого ответа на вызовы нынешнего мира. Сегодня очень важно сделать так, чтобы в мировом масштабе голос межрелигиозных форумов стал более ясным и сильным, конкретным и убедительным. Прошло время общих фраз — религиозные люди должны научиться говорить конкретным языком, переводя в категории, хорошо известные светским людям, глубинные нравственные религиозные ценности.

Чтобы найти выход из многих болезненных конфликтов, людям надо научиться мыслить в масштабах духовной реальности, в масштабах вечности, в масштабах окончательного предназначения человека. Такой подход к реальности, с одной стороны, дает нам очень большую внутреннюю силу, но с другой — возлагает на нас огромную ответственность. И религиозные лидеры должны оказаться достойными своего высокого наименования и помочь людям не потерять стратегическую перспективу человеческой жизни, основное целеполагание человеческого бытия.

Действенное участие религиозных общин в обсуждении актуальных проблем современности немыслимо без механизма прямого представительства верующих мира на площадках международных организаций. Ведущей организацией ООН по вопросу диалога культур и цивилизаций является ЮНЕСКО. Эта организация проявила заинтересованность в создании механизма взаимодействия с религиозными общинами мира. Мы совместно с шейхом Аллахшукюром Паша-заде и другими религиозными лидерами провели 22 июля 2009 года в Москве учредительную встречу группы религиозных лидеров высокого уровня при ЮНЕСКО. В этом заседании участвовал генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура.

В программе нынешнего саммита — очередная встреча группы религиозных лидеров в партнерстве с ЮНЕСКО. Эта встреча позволит нам порассуждать о религиозном измерении межкультурного диалога, которое приобрело особую важность после избрания генеральным директором ЮНЕСКО госпожи Ирины Боковой. Госпожа Бокова создала панель «Мир и диалог культур», которая призвана поддержать контакты организации с гражданским обществом. Нам предстоит подумать о том, как этот орган будет отражать религиозное измерение межкультурного диалога. Выражаю надежду, что все участники саммита поддержат наши усилия.

Убежден, что межрелигиозный диалог способен придать новый импульс позитивному развитию межчеловеческих и международных отношений, и нынешний форум в Баку станет тому подтверждением.

Желаю всем участникам саммита плодотворной работы.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Источники: http://mir.travel/city/baku/religion, http://www.patriarchia.ru/db/text/1147205.html, http://www.patriarchia.ru/db/text/1146762.html

Категория: Голос города | Добавил: baku-99412 (2015-09-12)
Просмотров: 118 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar